Рестораны русской кухни в Москве: лучшие места, где есть наваристый борщ, пельмени и щи

Рестораны русской кухни в Москве: лучшие места, где есть наваристый борщ, пельмени и щи

Тренд на рестораны русской кухни как будто возрождается, поэтому решили собрать лучшие места, где готовят отменные пирожки, подают шикарные сеты с икрой и просто-напросто душевно кормят.

«Машенька»

ул. Варварка, 14

Только что открывшийся ресторан Александра Раппопорта, где он вновь переосмысливает русскую тему, на сей раз с петербургской звездой Игорем Гришечкиным (ранее Cococo). В интерьере, как всегда у Раппопорта, много чего понаверчено: и гигантское веретено, и девичьи косы, и прялки, и мозаики, и официантки в стилизованной, как будто гимназической форме. Говорят, при приеме на работу своя коса была обязательной. Считывается ироничная интонация — как у зумеров в кокошниках, которые пришли на концерт Надежды Кадышевой.

Предоставлено пресс-службой

Меню «Машеньки» — прочтение русской кухни без оливье и котлет, эту формулу создатели ресторана определили заранее. Получилось крайне любопытно, как будто бабушкины кулинарные тетради встретились с преданиями глубокой старины, и все это переосмыслил виртуозный повар. Берите пате из рябчиков с яблочной брагой (1 660 рублей), голубчики из краба с картофельным муслином (1 640 рублей), жаркое из кореньев (1 070 рублей), чтобы убедиться, что у ресторана есть свой стиль, близкий сердцу и столичного гурмана, и туриста.


«Матрешка»

Кутузовский пр-т, 2/1, стр. 6

На оформление «Матрешки» пошел гарнитур из антикварной аптеки и пара сотен старых фотографий, здесь запросто могли бы снимать фильмы из старинной губернской жизни. У руля бренд-шеф Влад Пискунов — вдумчивый исследователь извилистых путей отечественной гастрономии и автор трехтомника «Русская кухня. Лучшее за 500 лет».

Предоставлено пресс-службой

Бережно отыскивая и сохраняя исконные русские рецепты, шеф обладает редким умением упаковать приснопамятные валаамские щи (990 рублей), катанку с белыми грибами (990 рублей), свияжский пирог (1 190 рублей) и камышинский соленый арбуз (410 рублей), чтобы прямиком отправить их в XXI век. Рассказывает шеф не хуже, чем готовит: на его «Московские обеды» и грандиозный сет «Коронация» билеты лучше бронировать загодя.


«Белуга»

ул. Моховая, 15/1, стр. 1

Ресторан российских деликатесов и икорный бар на втором этаже гостиницы «Националь». Икры — 17 видов, водки — около 300 видов. Что еще надо, чтобы стать парадной витриной страны? Но ресторану к тому же всегда везло на шефов: с Евгением Викентьевым он получил звезду Michelin; сейчас тут верховодит Роман Чистов, молодой, яркий и искренне верящий, что такие локальные реликты, как кологривский гусь, лосиное молоко, крыжовник и моченая брусника, могут быть не менее уместны в роли нацделикатесов, чем икра и водка.

Предоставлено пресс-службой

Если хотите познакомиться с его творчеством основательно, берите сет «Иван Сусанин» с тюпочкой, векошником в сопровождении российских вин (сет — 16 130 рублей, сопровождение — девять тысяч рублей). Но и в регулярном меню полно интересностей вроде черноморских рапанов с пшеном и фенхелем (1 870 рублей), тартара с теплыми жимчиками (1 670 рублей) и кулебяки с муссом из черной трески (3 450 рублей).


Ruski

1-й Красногвардейский пр., 21, стр. 2

Самый высокий ресторан в Европе на 85-м этаже башни «Око» в «Сити» — важнейшая московская достопримечательность. Вид на Москву — отдельный аттракцион, но в концепции ресторана плясать нужно от печки — девятиметровую махину с тремя топками-хайлами в зал внедрили не для красного словца: в ней пекут хлеб, томят щи и каши, делают топленое молоко. Продолжить можно в айс-баре, где, накинув на плечи белоснежную шубу из ламы, пробавляться домашними наливками и «маринованными водками».

Предоставлено пресс-службой

Гостевые зоны сменяют друг друга: столешницы из спилов самоцветов, паутина макраме и кольчужные занавеси — шикарный антураж для блюд Александра Волкова-Медведева, которые прекрасны для первого знакомства с русской традицией (особенно если нужно накормить иностранца). Кроме того, они удобны для подачи в стол: целые колонки пельменей и вареников, борщ в котелке и шашлыки. Но среди туристических банальностей легко отыскать авторские жемчужины вроде мурманского лосося тоннато с маринованной хурмой (1 670 рублей), сугудая с малиной (930 рублей) и оленины с сельдереем из печи (2 630 рублей).


«Кафе Пушкинъ»

Тверской б-р, 26

Можно сколько угодно иронизировать над ятями в меню и умиляться старомодной обходительностью официантов, но то, что за четверть века «Пушкинъ» стал больше чем рестораном — культурной институцией, отрицать невозможно. Его сила как раз в неизменности.

@cafepushkin

Гранд-шеф Андрей Махов даже не пытается быть в авангарде моды: судари и сударыни трапезничают оливье с тарталетками и «лососевым жемчугом» (1 590 рублей), упругими бочковыми боровиками, сделанными по спецзаказу (1 950 рублей), пельменями с разными мясами (1 490 рублей) и знаменитым местным бефстрогановом (1 980 рублей).

Завтраки в «Пушкине» остаются синонимом красивой жизни, где ароматы дорогих духов смешиваются с шипением разливаемого по хрустальным бокалам коллекционного шампанского — и все вместе ощущается как витающий в воздухе запах денег и успеха. Ну и дворцовые декорации, которые когда-то были сделаны с нуля в собственных реставрационных мануфактурах ресторатора Андрея Деллоса, успели покрыться патиной времени и сами стать историческими.


«Dr. Живаго»

ул. Моховая, 15/1, стр. 1

Когда-то ресторан-скандал (еще бы, заселить пионеров в исторические залы «Националя»), теперь уже почти ресторан-легенда — забронировать место с открыточным видом не Кремль почти нереально в любое время суток. Недавно залы подновили, и они засияли новым блеском: и те самые пионеры, и девушки с веслом, и революционный Палех, и люстра в форме пятиконечной звезды, и водочная комната для приватных дегустаций, заключенная в хрустальную оболочку словно в граненую стопку.

Предоставлено пресс-службой

Недавний приход шеф-повара Артема Мухина способствовал ресторану премного к украшению: шеф не стремится выйти из ностальгической колеи русско-советских блюд, то бишь каш, кулебяк и котлет, к которым привыкли завсегдатаи, но его нововведения вроде шафранового заливного из осетрины с черной икрой (1 650 рублей), муксуна на гриле с остреньким лечо (1 450 рублей) или гречки с фуа-гра и моченой брусникой (1 400 рублей) аккуратно протягивают ниточку в современность.


Manul

ул. Охотный Ряд, 2

Тут готовят блюда сибирских старообрядцев, а также совершенно незнакомые широкому зрителю разносолы чукчей, коряков, эвенков, алтайцев и прочих коренных народов. Согажа, хуужуры, юкола — вы, наверное, и слов таких не слышали, а шеф-повар Виктор Шайдецкий бесстрашно включает их в свое меню, доводя до вкуса, понятного москвичам.

Вокруг творится фантасмагория: хтоническая мебель, очаг в центре зала, меховые люстры, еще немного — и дойдет до плясок у костра. Впрочем, если хочется Сибири в более лайтовом исполнении, можно заказать пирожки с капустой по рецепту староверов (500 рублей), филе чавычи с кедровой кашей (2 800 рублей) и пончик с осетриной и красной икрой (1 300 рублей). И совсем милота — «Чаепития у бабушки» (шесть тысяч рублей), где заваривают чай с мятой и раскладывают орешки со сгущенкой, ватрушки, грильяж и даже шоколадную колбасу; настоятельно рекомендуется для семейных застолий.


«Kalinka на Неглинке»

ул. Неглинная, 8/10

Предоставлено пресс-службой

Лакомая туристическая локация у ЦУМа диктует правила игры: ресторатор Михаил Петухов оформил пространство как расписную шкатулку — мезенской росписью, панно с куполами на стенах, самоварами с сушками, пятью видами оливье и прочей лубочной мишурой. Но самое удивительное — кухня в «Калинке» нравится не только иностранцам, но и молодым и успешным москвичам, которые ближе к вечеру населяют близлежащие бары. Голубцами с крабом (1 500 рублей), крохотными, на один укус пирожками с мясом (120 рублей) и жирненьким жюльеном (750 рублей) хорошо начинать насыщенный вечер, а домашними соленьями, холодцом с яблочным хреном (750 рублей) и борщом с пампушками и домашним салом (750 рублей) — поправляться после вчерашнего.


Uhvat

ул. Рочдельская, 15-41

Предоставлено пресс-службой

Во главе угла — идейно, метафизически и реально — стоят три русские печи, которые здесь называют «кормилицами», и густой дух домашнего бородинского хлеба (750 рублей) и варенца с брусникой (880 рублей) закольцовывает современный интерьер с уютной патриархальностью. Шеф Антон Истратов хоть и поклонник исконных технологий, но готовит с учетом тех тектонических сдвигов, что случились во вкусах столичного жителя за последние годы: утиная ножка пребывает на стол в сопровождении крема из свеклы (1 550 рублей), а распаренная до шелковистости кедровая каша — с соусом из пармезана (1 350 рублей). Из самого необычного — томленая капустная кочерыжка с грибами и черным чесноком (820 рублей) и холодец из антоновки (850 рублей). Пробуешь — и веришь, что русская печка — вроде сказочного Конька-горбунка, на котором русская кухня способна въехать в будущее.


«Свое»

Большой Афанасьевский пер., 3, стр. 3

Камерное бистро, которое на своем примере доказывает, что на русскую кухню можно заходить с котелком щей и в лаптях, а можно — с этническим даунтемпо в колонках и без единой каши в меню. Цель здесь — не воспроизвести рецептуры вековой давности, а выстроить меню целиком на локальных фермерских продуктах, которые и есть душа национальной кулинарии.

Предоставлено пресс-службой

Основатель проекта Андрей Даниленко объездил десятки ферм, формируя пул поставщиков, а бренд-шеф Андрей Колодяжный, стажировавшийся в известных мировых ресторанах вроде Geranium, вплетает его находки в авторские блюда, в которых нет и намека на историзм. Аскетичный интерьер намекает, что все интересное происходит в тарелке, а карта фермерских хозяйств в качестве декора притягивает взгляды. Перечень ингредиентов сам по себе звучит гимном фермерскому труду: улитки из Рыбинска (110 рублей), тартар из калужского бычка (1 180 рублей), бифштекс из сибирской оленины (1 380 рублей). Меню полностью зависит от фермерских поставок, поэтому меняется стремительно.


ЦДЛ

ул. Поварская, 50/53, стр. 1

Единственный в Москве ресторан, созданный не руками декораторов, а веками истории. Дореволюционные интерьеры особняка камергерши Олсуфьевой переплетаются с предметами советского писательского клуба (по легенде, гигантскую люстру писателям подарил Сталин, позаимствовав на станции метро «Комсомольская»).

Предоставлено пресс-службой

Готовить в интерьерах с такой мощной харизмой — большая ответственность. Но Федор Верин, ученик замечательного повара Александра Попова, руководившего ЦДЛ больше десятка лет, с миссией справляется: его борщ с телячьим языком (1 100 рублей), пожарская котлета с картофельным тартаром (1 900 рублей) и знаменитые на всю Москву пирожки (250 рублей) позволяют заблудиться во времени. Чтобы проникнутся атмосферой, обедать нужно у камина в не тронутом временем дубовом зале.


#СибирьСибирь

ул. Смоленская, 8

Сибирская кухня новосибирского ресторатора Дениса Иванова со всеми ее богатствами: морошка и маринованные грузди, беломорский муксун и омулевая икра, пелядь и орляк напрочь опровергают опасения, что если следовать принципам сезонности, то нам с вами девять месяцев в году придется есть кислую капусту.

@sibirsibirmoscow

Наравне с образцовыми пельменями из четырех видов мяса и ухой, в которой показательно топят горящее бревно, есть приятные современные выдумки: например, здешние хрусты — парафраз итальянской брускетты, а в суровый суп шулюм кладут каре ягненка. Пока несут заказ, посмотрите наверх: потолок из старинных разноцветных наличников — редкий по красоте этнографический дизайн.


«Айна»

Зубовский б-р, 21–23, стр. 2–3

Ресторан на Остоженке прошит глубокими гастрономическими смыслами: это обрядовая кухня России в современной обработке. Интерьер круто замешан на древней символике: везде повторяется орнаментом древняя руна айна, давшая ресторану название, артистично разбросаны камни, означающие первые в истории орудия труда, собраны в букеты колосья, на постаменте стоит печь.

Предоставлено пресс-службой

Кухня молодого шефа Ивана Штучкина представляет вроде как комфорт-фуд, но с погружением в обычаи малых этносов и северным колоритом: муксун с томатной водой и огуречным хрустом (1 300 рублей), командорский кальмар с яблоком и водорослями (980 рублей) или грибной хинкал с трюфелем и кремом из сулугуни (900 рублей) — съедобные пазлы, которые интересно разгадывать. Атмосфера сгущается, если спуститься из светлой «Айны» в подземный бар «Инта»: там что ни коктейль, то целый ритуал, который включает игры с огнем, льдом и древними амулетами, иммерсивность зашкаливает.

18+. Употребление алкоголя вредит вашему здоровью.

Текст: Людмила Сальникова

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться