11 советов из книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете»

11 советов из книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете»

В издательстве «Бомбора» выходит книга для тех, кто хочет свести риски от общения в киберпространстве к минимуму. Автор рекомендаций для делового и повседневного общения – Ольга Лукинова, создатель телеграм-канала «Цифровой этикет». Она уверена, репутацию хорошего человека в интернете надо заслужить. Публикуем 11 полезных цитат.

Смартфон в театре и кино

Принято думать, что достаточно перевести телефон в виброрежим, и тогда он не будет беспокоить окружающих. Но вспомните, например, когда вы сидите в театре, и в самый кульминационный и драматический момент спектакля у кого-то начинает вибрировать телефон. Это, конечно, лучше, чем зажигательная ламбада, но тем не менее окружающих отвлекает ничуть не меньше. Кроме звука в театре и кино нужно отключить и яркость экрана телефона. Вспомните, как неприятно, если человек, сидящий рядом с вами, начинает копошиться в своем смартфоне: яркий свет экрана в полной темноте режет глаза и мешает сосредоточиться на том, что происходит на сцене. Поэтому обязательно приглушайте яркость экрана, если вам нужно заглянуть в смартфон во время фильма или спектакля. Но лучше постарайтесь проверить почту и мессенджеры до того, как началось представление, а на время сеанса совсем отключить телефон.

11 советов из книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете»

Фото: Getty Images

На встрече доставайте телефон только по необходимости

Если у вас встреча (деловая или дружеская), лучше вообще не доставать телефон из сумки или из кармана. Телефон на столе будет сигналом для вашего собеседника, что разговор для вас не так важен, как те новости, которые вам может принести смартфон. Если уж вы очень ждете звонка или письма, то оставьте телефон на столе, предупредив, что можете прерваться, если потребуется срочно ответить на сообщение.


Научитесь не смотреть в экран к собеседнику

Если рядом с вами кто-то пользуется смартфоном, проверяет почту, пишет письмо, то, конечно, трудно не смотреть на экран – яркий свет гаджета неизбежно будет привлекать ваше внимание. Однако вспомните, как вы себя ведете, когда ваш знакомый оплачивает покупку банковской картой и набирает PIN-код: вы демонстративно смотрите не на клавиатуру терминала, а куда-то в сторону, под ноги или в свой смартфон. Если вы никогда еще этого не делали, то посмотрите, как виртуозно владеют этим искусством официанты, которые приносят вам терминал для оплаты. Это называется «демонстративная невнимательность». Постарайтесь так же на что-нибудь отвлечься от смартфона вашего приятеля, который при вас проверяет почту или ведет переписку.


Просить чужой гаджет – дурной тон

Попросить у кого-то ноутбук или телефон – примерно то же самое, что попросить воспользоваться чужой зубной щеткой. В российской действительности все смартфоны и компьютеры становятся такими же интимными личными вещами, как и зубная щетка. Поэтому три раза подумайте, прежде чем попросить кого-то одолжить вам свой гаджет.


Не путайте личные и рабочие аккаунты

Не используйте личную почту для рабочих целей. И наоборот. Это поможет вам разделить два информационных пространства вашей жизни и переключаться между режимом рабочим и личным. Вообще стоит относиться к корпоративной почте как к собственности организации, в которой вы работаете, а не вашей личной. Если возникнет необходимость кому-то из коллег что-то найти в вашей почте, вы спокойно сможете предоставить доступ к своему аккаунту и не переживать, что ваша личная переписка будет рассекречена. Если вы смените работу, то спокойно сможете передать свой почтовый ящик своему преемнику.


Всегда пишите тему письма

Каждое письмо должно содержать тему. В огромном потоке сообщений важно, чтобы ваше письмо легко было отыскать и идентифицировать, даже через несколько лет. Именно поэтому важно, чтобы тема не содержала опечаток и была очень конкретной. Например, темы «вопрос», «срочная просьба», «важно» и «!!!!!!!» не вносят ясности, а наоборот, только запутывают адресатов. «Макет отчетного буклета 20.04.19», «Договор на поставку бумаги», «Итоги совещания по фирменному стилю» – весьма конкретно.

11 советов из книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете»

Фото: Getty Images

Пишите письмо снизу вверх

Как часто бывает такая ситуация: вы пишете в письме: «Отправляю вам образец договора», нажимаете «Отправить» и понимаете, что образец договора-то как раз и не прикрепили. Посылаете письмо вдогонку: «Простите, забыл файл прикрепить!», – а в копии при этом 30 человек, и перед всеми неловко. Чтобы избежать такой ситуации, пишите письма всегда снизу вверх (начинайте с вложения, – прим. ред.).


Пишите настолько короткое письмо, насколько это возможно

Короткое письмо, в котором вы очень четко сформулировали свои мысли, – это дань уважения вашему собеседнику. Кроме того, навык писать короткие письма очень поможет вам экономить собственное время. Чтобы понять, каким по объему должно быть ваше письмо, представьте, что получатель читает его в ванной, в пробке, на светофоре или во время пересадки в общественном транспорте. За несколько секунд собеседник должен понять, чего вы от него хотите. Это поможет вам сориентироваться, как должно выглядеть письмо.


Отвечайте оперативно

Мессенджеры подразумевают оперативный ответ. Если вы разрешили писать себе в мессенджеры по рабочим вопросам, то отвечать нужно гораздо оперативнее, чем на почту. Если нормальное время ответа на электронное письмо – сутки, то среднее время для ответа в мессенджере – час.


Не сокращайте слова вежливости

Очень часто приходится получать сообщения со словами: «спс», «пжлст», «плз», «првт». Вероятно, автор хотел сэкономить время. И, видимо, сэкономил – секунды полторы. Этот прием в англоязычных чатах доведен до крайности: FYI (for your information), ASAP (as soon as possible), BTW (by the way), HB2U (Happy Birthday to you), HRU (how are you), IMHO (in my humble opinion). Как назло, больше всего везет словам, которыми мы приветствуем друг друга, благодарим или выражаем уважительную просьбу. То есть в общем-то самым важным словам в коммуникации. Если вы хотите действительно выразить благодарность, не экономьте время на печатании букв.


Не отмечайте людей на фотографиях

Всегда будьте осторожны с фотографиями, которые вы выкладываете. Если на фотографии есть кто-то, кроме вас, то обязательно спросите у него разрешения: возможно, кто-то не хотел сообщать всем друзьям, где и как проводит время. Ну, или просто кому-то не нравится его внешность. Размещайте фотографии лишь после того, как получили разрешение от этого человека.

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости