В Москве открылась выставка «Уют и разум», посвященная художественной жизни Москвы первого постсоветского десятилетия. На экспозиции представлены живопись, графика, видео-арт и инсталляции младшего поколения московских концептуалистов. Специально для The City кураторы выставки Дарья Тишкова и Иван Карамнов составили гид по пяти ключевым экспонатам.
В экспозиции в Музее Москвы присутствует три инсталляции, которые были созданы специально для выставки на основе идей и чертежей 1990-х. Одна из этих работ — инсталляция «Комнатка за перегородкой. Государственная квартира на Речном». Именно здесь, в квартире отца Павла Пепперштейна Виктора Пивоварова, началась история арт-группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“».
Комната была запечатлена на многих рисунках медгерменевта Сергея Ануфриева — они и стали прототипом этой комнаты, которую под руководством авторов воссоздали кураторы. Версия в Музее Москвы максимально приближена к оригиналу, и в таком правдоподобном виде посетители увидят ее впервые. В комнате, кроме телевизора, кроватей и проигрывателя, можно увидеть картину, на которой девочка и мальчик идут к пряничной избушке — это символ медгерменевтов. Участники этой арт-группы часто обращались к теме детства, наполняя его новыми интерпретациями. «Комнатка за перегородкой» — отправная инсталляция для этой арт-группы и экспозиции в целом.
На этом рисунке Андрея Соболева, участника арт-группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“», изображена оригинальная интерпретация хорошо знакомой с детства русской народной сказки о Колобке. И хотя художник следует законам жанра сказки, в его сюжете присутствует некий абсурд и игра со смыслами — Колобок должен ускользнуть не от рыжей лисы, а от черного кота.
Автор, следуя традиции московского концептуализма, сдвигает центр произведения на периферию, таким образом, главным персонажем становится Колобок, который, чтобы незаметно скрыться, мутирует в рыбу. Такое превращение только усиливает напряжение, ведь рыба представляет для кота еще больший интерес, чем шар из теста. Но переживать за его судьбу не стоит: обоих героев объединяет «третий глаз», который указывает на пребывание персонажей в небытии, что не позволяет коту проглотить Рыбу-колобка.
Образованная в 1993 году арт-группа «ФенСо» в своем творчестве часто обращается к массовой культуре и играет с реальностью. «Золотой младенец» — это одновременно и ребенок, и божество. Нашел куклу на рынке в Выхине художник Василий Смирнов, позднее ее покрасили золотой краской, чтобы уйти от натурализма в условность, а в руку вложили CD-диск. Именно этот носитель в инсталляции стал символом новых технологий, которые в 1990-е годы развивались стремительно и становились все более доступными. Младенец же становится богом новых технологий. На СD в этой версии реди-мейда находится виртуальный музей «ФенСо».
Члены «Облачной комиссии» Сергей Ануфриев и Аркадий Насонов в 1997 году создали «закадровку» выдуманного фильма «Великий Ничей», где главный герой постоянно меняет идентичности и головные уборы. Жанр «закадровки» предполагает, что повествование строится из фотографий со съемок других кинолент, которые обычно остаются за кадром. Все раскрашенные художниками фотографии взяты из архива Владимира Мотыля — деда Аркадия Насонова, режиссера фильмов «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья».
Также частью этой инсталляции является огромное живописное полотно «Выше точку сборки, Император! Только так нам понять друг друга», написанное Насоновым совместно с художником Иваном Дмитриевым из арт-группы «Россия».
В основу инсталляции, состоящей из живописи и музыки, легла книга «Осень Средневековья» нидерландского философа и историка Йохана Хёйзинги, в которой автор рассказывает о духовной и культурной жизни в средневековых государствах. Художника и физика по образованию, Владимира Могилевского вдохновили приведенные в ней генеалогические таблицы главных династий Европы XIII–XVI веков, которые он на первом своем компьютере закодировал с помощью музыкальных теорий и спектрального анализа. В результате ветви исторических древ превратились в кактусообразные цветные деревья и авангардную, но вполне гармоничную симфонию, которую можно послушать прямо на выставке.
Где: Музей Москвы, Зубовский б-р, 2
Когда: 29 апреля — 4 июля
25 мая, 2021