В «The City. Говорим» художник Дмитрий Аске рассказал о том, должен ли художник быть голодным, соревнуется ли он с Покрасом Лампасом и почему паблик-арт не «трушное» уличное искусство.
@mestoproject
@mestoproject
Волна уличного искусства еще нарастает, судя по тому количеству проектов, которые делаю я. Совсем недавно я вернулся из Нижнего Новгорода с фестиваля «Место». На него приехали 37 художников из разных городов, в своих регионах они тоже проводят выставки и росписи.
Существует поколенческий момент — люди взрослеют, начинают серьезнее относится к тому, что делают. Вместе с ними растут и зрители. Общаясь с ними и с людьми, которые коллекционируют уличное искусство, понимаю, что им это близко — они с этим выросли. Фильм про Бэнкси «Выход через сувенирную лавку» вышел уже больше 10 лет назад, но все больше подогревает интерес к этой сфере.
Многие считают, что уличное искусство пришло к нам с заграничных улиц. Но я провожу параллели с футуристами, русским авангардом, советским монументализмом — все они стали серьезной предпосылкой для искусства в общественном пространстве.
Одной столицы нет. Есть арт-города вроде Нью-Йорка, Берлина, Сан-Паулу, Барселоны. На каком месте Москва? Сейчас сложно сказать, потому что очень много работ 2013-2014 годов были закрашены. Из-за того, что коммунальные службы активно следят за внешним обликом города, уличного искусства у нас не так много. В том же Нижнем Новгороде работ художников можно встретить намного больше, чем в Москве.
@pokraslampas
Самый медийный художник — это, конечно, Покрас Лампас. Он пришел в искусство из граффити. На каком месте по популярности нахожусь я — мне сказать сложно, но близко к вершине. Между собой мы не соревнуемся в искусстве или узнаваемости. Для меня важнее соревноваться с самим собой. Но с Сеней (настоящее имя Покраса Лампаса — Арсений Пыженков, — прим.ред.) очень сложно соревноваться в медийности.
Когда готовлю картины, то использую только компьютер. Но с 2016 года я создаю скульптуры. И у меня появились две новинки. Во-первых, очки виртуальной реальности, в которых сразу можно посмотреть макет в объеме. Во-вторых, 3D принтер, который может быстро перенести макет с компьютера в реальный мир. Современный художник без технологий не может работать. Это актуальный инструмент, у которого много возможностей. Я не вижу смысла им пренебрегать.
Есть те, кто называют паблик-арт не «трушным» уличным искусством, потому что он согласован с властями города. У меня тоже были такие работы, но у меня другие параметры «трушности»: если человек остановился, работа его зацепила, значит, это настоящее искусство.
@pokraslampas
Самый провокативный пример паблик арта — это ситуация с росписью Покраса Лампаса в Екатеринбурге на площади Первой Пятилетки. Изначально, эта коллаборация стрит-арта с медиа-артом не задумывалась настолько провокационной, но в итоге произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Современных художников нельзя назвать маргиналами, но и богатеями тоже. Художник должен быть голодным в духовном плане, а не физическом. Все думают, что мы едим кашу и анчоусы. Но художник должен быть, прежде всего, заинтересован в собственном развитии. Конечно, случалось такое, что мои работы приобретали за 10 000 евро. Но художнику необязательно быть богатым. Хотя деньги предоставляют больше возможностей в плане творчества.
Эфир The City от 1 июля
02 июля, 2021