5 ключевых работ с выставки «Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия»

5 ключевых работ с выставки «Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия»

В московской галерее ГУМ-Red-Line проходит выставка «Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия». На ней представлен 30-летний срез творчества петербургского художественного объединения «Инженеры искусства». Выбрали пять ключевых работ и рассказываем, о чем они.

«А вы не забыли ключи?»

Инал Савченков. 1984–2021

5 ключевых работ с выставки «Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия»

Инал Савченков. А вы не забыли ключи? 1986/(с) Предоставлено галереей ГУМ-Red-Line

В основу работы легла городская афиша, которая располагалась у здания ЖЭКа и была украдена Иналом и его товарищем. Она входит в серию из нескольких произведений на основе городских афиш, большинство из которых не сохранилось из-за ветхости материалов.

В данном случае фломастером, который привезла Джоанна Стингрей из Америки, текст на афише был изменен с «А вы не забыли выключить?» на «А вы не забыли ключи?» — Сергей Еньков закрасил часть букв.

К выставке Инал Савченков переделал работу, реализовав свою старую идею — он дописал фразу «А вы не забыли ключи/ключи от сердца?». Рама у работы тоже результат работы художника и сделана из косточек домино (похожим образом, но с использованием линеек оформлены и новые работы на выставке).


«Стрела Амура»

Школа «Инженеры искусства». 1992

5 ключевых работ с выставки «Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия»

Школа «Инженеры искусства». Стрела Амура. 1992/(с) Предоставлено галереей ГУМ-Red-Line

«Стрела Амура», снятая в 1992 году на студии «Ленфильм», представляет собой результат уже сложившегося метода и разработанного группой визуального языка. Анимацию готовили совместно с Сергеем Курехиным.

Изначальным сюжетом для ролика стала история про противостояние классического джаза и альтернативной музыки (как известно, Курехину удавалось совмещать в своих произведениях обе эти стихии). Фильм снимали на 35-миллиметровую пленку, он не был закончен из-за отсутствия нужного финансирования. На выставке зритель сможет увидеть его усеченную версию.


«Решения и ответы»

1995–2021

5 ключевых работ с выставки «Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия»

Отрывки из книги «Решения и ответы». Берлин. 1995/(с) Предоставлено галереей ГУМ-Red-Line

Реплика книги «Решения и ответы», напечатанной небольшим тиражом в середине 1990-х в Берлине. Книга была сделана на ксероксе путем копирования и сопоставления на планшете копировальной машины изображений, собранных на самых разных ресурсах, — атласы, схемы, инструкции по применению.

Сюжеты из «Решений и ответов» многократно воспроизводятся в других произведениях на выставке — от коллажей и ранних работ до центральной скульптуры «Вдали от равновесия». Кажется, что в книге нет сюжета, но при более внимательном рассмотрении становится заметно, что от невинного научного интереса и простых сопоставлений и исследований мы приходим к искаженным телам и изуродованным экспериментами фигурам трудноразличимых существ.


«Березовый проект»

Франц Родвальт. 2000

5 ключевых работ с выставки «Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия»

Франц Родвальт. Березовый проект. 2000/(с) Предоставлено галереей ГУМ-Red-Line

Франц Родвальт — художник-скульптор голливудских фильмов сестер Вачовски, Квентина Тарантино, Уэса Андерсона, Терри Гиллиама. На протяжении более пяти лет он работал над «Березовым проектом», накладывая орнамент березовой коры на всевозможные повседневные объекты или специально подготовленные скульптуры.

В работе главным фокусом художника было причудливое соотношение черных полосок на белой фактуре. В каком-то смысле эти работы можно сравнивать со способом построения народного орнамента, где каждая деталь, нечто обозначающая, не отдельна, но подчинена общему принципу, в конечном счете и создающему полотно.


«Без названия»

Инал Савченков. 2021

5 ключевых работ с выставки «Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия»

Инал Савченков. Без названия. 2021/(с) Предоставлено галереей ГУМ-Red-Line

Работы «Без названия», «Космические пчелы», «Мама рядом» написаны специально для выставки. Они не демонстрировались раньше и наследуют все ключевые для Инала составляющие — персонажи живут своей жизнью, иногда перебираются с картины на картину, обуреваемые своими страстями, будто бы находятся в другой реальности. Тем более этот аспект живописи увлекателен, если знать, что спустя несколько лет на работах могут появиться новые детали сюжета или герои, дописанные впоследствии автором. Так, работа «Без названия» отличается даже от своей версии, представленной в каталоге, — на картине появились новые герои и видоизменились уже существующие ранее.

Фото: Инал Савченков. Мама рядом. 2021/(с) Предоставлено галереей ГУМ-Red-Line

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости