В «The City. Говорим» консультант и соавтор сценария к сериалу «Вертинский» Джон Шемякин рассказал о том, как сэкономить деньги на стадии написания сценария, чего не хватило проекту и насколько с исторической точки зрения точен сериал.
Я максимально подробно и квалифицированно старался отвечать на все вопросы. Задавали вопросы про пуговицы — я отвечал про пуговицы. Задавали вопрос «Как делать фальшивые паспорта?» — я делал фальшивые паспорта. Спрашивали «Как гильотинировали?» — я показывал, как гильотинировали. Меня ставили в тупик вопросы в стиле «Как можно снять, чтобы это было похоже, но чтобы было бесплатно?» или «Как изобразить толпу беснующихся беженцев с помощью восьми человек?».
На этапе сценарного планирования можно показать 25 немецких танков. Написать в сценарии: по городу идут 25 немецких танков. А можно написать, что вбегает мальчик с криком «Мама, мама, в городе 25 немецких танков!». И я столкнулся с тем, как, не сбавляя ремесленной честности, удешевить процесс. Потому что сам проект очень дорогой.
Во второй серии есть повешенные, и я настаивал, чтобы их было больше. Предлагал даже сам по большому счету повеситься. Я умею имитировать повешенного — в студенчестве этим развлекался. И даже кинулся в петлю, чтобы показать, как это будет идеально и хорошо. Но сказали: «Нет, вешать не будем». Повесили недостаточное количество чучел, что меня очень сильно огорчило.
Приходилось находить забытые журналы начала XX века. Когда смотришь вывески в сериале, они все подлинные. Нет ни одной выдуманной фамилии. Приходилось даже иногда себя сдерживать. Вы не поверите, но в 1909 году уже были электробритвы. Для меня это стало открытием. А когда во второй серии Вертинского душат — это была сцена из журнала «Вестники полиции», там была фотографическая реконструкция ограбления. Вертинский во второй серии задушен и ограблен у нас совершенно аутентичным способом.
И красные, и белые приписывали Вере Холодной романы с французскими оккупационными властями. У нас в сериале проскочило, что она ехала в машине с одним французским генералом. Если россияне могут представить Веру Холодную в объятиях французского генерала, то россияне могут поднапрячься, взять крест в кулак и пережить сцену любовного соития Вертинского и Холодной. Просто пережить всем народом.
На предыдущем проекте, где мы работали с Авдотьей Смирновой, артисты массовых сцен говорили мне, что, когда им раздали настоящие армейские сапоги, они стали по-другому себя чувствовать. У них даже лица изменились. Если городскому неврастенику вроде меня дают настоящий мундир, то у меня даже сутулость сразу исчезает.
Эфир The City от 11 октября
12 октября, 2021