В «The City. Говорим» актер Игорь Миркурбанов рассказал о спектакле Solaris, своем отношении к Константину Богомолову и о том, почему даже с приходом новых технологий театр остается актуальным.
«Солярис» давно вышел за рамки романа. Само название рождает целую ассоциативную среду. Вне контекста произведение уже сложно себе представить — это не только роман, а уже сложившийся архетип, мыслеформа. Если учитывать еще и фильм Андрея Тарковского, проходит время, и ты на него смотришь какими-то другими глазами. Время ускоряется, становится все быстрее, тревожнее и интереснее. «Солярис» — это как совесть, как Бог, как вселенский разум. У меня при обдумывании произведения встают вопросы совести, проклятые вопросы Федора Михайловича Достоевского.
Это чудовищно, но с этим ничего поделать нельзя: сейчас гаджет — это естественное продолжение человека. Но театр это не затронет. Пока не будет изменен генокод, человеку важно реагировать сообща на то явление, которое принято называть театром.
Я очень люблю Олега Павловича. Я с ним работал и как партнер на сцене, и он мне все дал как учитель. У меня все началось с МХТ и спектакля Константина Богомолова «Идеальный муж». Олег Павлович с Костей «пересадили меня на другую ветку».
Меня пригласили на сбор труппы — он был буквально на днях. У людей горят глаза, у всех было потрясающее настроение. Актеры очень вдохновлены назначением Хабенского на роль худрука.
Я считаю Богомолова гением в своем поколении. Дико люблю тексты, которые он пишет. С ним никогда не знаешь, каким будет результат, но сам процесс обогащает. Он красноречив, умен, чрезвычайно парадоксален и свободен в своих суждениях. Если он идет на какой-то эксперимент, то делает это сознательно. Я люблю работать на доверии. И не возникает на репетиции вопросов, почему нужно выйти именно справа, а не слева. После него очень сложно работать с другими.
К кино я отношусь как к нелюбимому способу заработка. А театр предоставил мне возможность не зависеть от кино, на что-то соглашаться, на что-то — нет.
Есть до сих пор какие-то мнения руководителей, что «мы в театре не за деньги, мы здесь про искусство». И всегда говорю молодым коллегам: «Как только вы слышите эту фразу, вы что-то должны для себя понять». Я жестко к этому отношусь, потому что видел много истерзанных судеб. Это реальность, в которой проходит жизнь человека. Год за годом, сезон за сезоном. Пять лет, десять лет, 20 лет… А у артистов есть семьи, бытовые проблемы, у них есть дети, родители, которых надо лечить. И они, как правило, не защищены социально. Кто его обеспечит, если руководитель этим не озадачен?
Эфир The City от 7 декабря
09 декабря, 2021