В «The City. Говорим» директор первого в России Музея криптографии Лидия Лобанова рассказала, зачем идти в новый московский музей, как обезопасить свои личные данные и почему ученые так и не могут разгадать манускрипт Войнича.
Самое популярное кино о криптографии — «Игра в имитацию» с Бенедиктом Камбербэтчем. Фильм посвящен взлому «Энигмы» — самой известной нацистской шифровальной машины, которая создавалась не для военных целей, а для коммерческих. Она была не суперстойкая, у Третьего Рейха были гораздо более серьезные машинки, в том числе для спецопераций, но эта была самой массовой и известной.
Наша личная информация стала своего рода валютой, основным продуктом. За это идет борьба.
У нас в музее есть комната диджитал-детокса: она выглядит как джунгли. Там есть коробочка, которая блокирует все сигналы, и туда можно положить телефон. Это значит, что если вы хотите сохранить свою личную информацию, то поезжайте в джунгли.
Избавиться от диджитал-жизни полностью невозможно, но можно отстроить свои алгоритмы. Например, работу со своими данными сделать более безопасной, не подключаться к публичным сетям Wi-Fi. Также нужно не заводить одинаковые пароли для разных сервисов, подбирать более сложные комбинации и регулярно их менять.
Сейчас у нас все работает в цифровом виде. Ты не можешь выключить себя из этой коммуникации, если раньше ты мог заниматься чем-то и быть не включенным, то сейчас — нет.
Человечеству всегда было что скрывать. С одной стороны, это какие-то политические и государственные секреты, иногда романтического толка, которые зачастую люди тоже пытаются скрывать — для этого есть основания. И сколько человечество будет существовать, столько оно будет хотеть хранить некоторую информацию в секрете.
В информационном поле сейчас много рассуждений о манускрипте Войнича (рукопись по имени торговца книгами Уилфрида Войнича, написанная на языке, который ученые до сих пор не расшифровали. — Прим. ред.). Что только не приписывают этому документу. Много споров о том, какого периода этот документ. Многие ученые думают, что это мистификация ради мистификации. Кто-то считает, что это зашифрованный текст, другие думают, что манускрипт написан на каком-то мертвом языке. Но какого-то единого научного мнения не существует.
Эфир The City от 11 января
13 января, 2022