Первый и единственный в России научно-технологический музей о криптографии, коммуникации, математике и смежных дисциплинах открылся на этой неделе в Москве. Мы ездили в него еще на стадии стройки этим летом, и теперь его не узнать. Попросили директора музея Лидию Лобанову рассказать, что собой представляет новый музей и почему постоянная экспозиция — это то, что нужно увидеть каждому жителю мегаполиса.
Музей криптографии — это научно-технический музей, наша задача — говорить о сложной дисциплине — криптографии, о математике, смежных дисциплинах и развитии технологий. Экспозиция выстроена в обратной последовательности, обратной хронологии. Ее центром является развитие криптографии как науки, которая всегда связана с развитием технологий. Появляется новая технология передачи данных — ее необходимо защищать.
Мы специально начали с XXI века, чтобы объяснить человеку, насколько много криптографии окружает его ежедневно. Вот, например, инсталляция — один день в криптографии, где ты понимаешь, что буквально от момента, когда ты просыпаешься, до момента, когда засыпаешь, на каждом шагу — карты «Тройка», банковская карта, телефон, компьютер, умный ошейник, пылесос, кардиостимулятор.
Огромное количество смежных с криптографией технологий помогает сохранять и способствовать их развитию. С другой стороны, есть социокультурный пласт, связанный с криптографией, например хактивизм.
Потом мы переходим в XX век, где идет разделение на каналы передачи данных — телефон, телеграф, радио. И постепенно откатываемся в домеханическую эру.
Считается, что криптография как математическая наука состоялась с середины прошлого века, однако человечество на протяжении всего своего существования пыталось сохранять важную информацию в секрете. Просто это нужно было дипломатам, разведчикам или военачальникам.
А уже сейчас, в XXI веке, это стало важно для каждого из нас, потому что мы живем в бесконечном потоке передачи информации. И наша задача заключается в том, чтобы без ложных стереотипов рассказать, как эти технологии работают — чтобы было не страшно, а понятно. И чтобы каждый мог делать выбор: делиться своими данными с кем-то или нет. А также понимал, как можно дополнительно себя защищать, да и просто осознавал масштабы происходящего.
Фото: Михаил Голденков
22 декабря, 2021