В «The City. Говорим» искусствовед Ксения Коробейникова рассказала о том, где сейчас находится культурное место притяжения москвичей, зачем ходить на квартирники и в кого из современных художников стоит вкладываться.
У нас горят глаза, нам чего-то хочется, например какой-то визуальности. Прежде всего потому, что мы все люди интернета, люди с клиповым сознанием, мы привыкли к эффектным картинкам. И нам хочется потреблять в хорошем смысле какой-то контент. И Москва, конечно, располагает и удовлетворяет в этом смысле. У Москвы определенный биоритм, и, конечно, мы все подстраиваемся под него. Он в нас проникает. Москвичи — люди энергичные, не могу сказать, радостные или нет, потому что много издержек у жизни в мегаполисе. Но в любом случае это люди с энергией, которых постоянно что-то волнует, обуревают разные страсти.
Сегодня это однозначно «ГЭС-2». Дом культуры открылся всего пять месяцев назад, но уже стал местом силы благодаря гениальному архитектору Ренцо Пьяно и всей команде, которая организовала этот проект. Сейчас он успешно себя чувствует и как никогда нам полезен. «ГЭС-2» делает очень много важных публичных сюжетов — от кружков художников до показов мод, шахматных клубов и прочего. Это место силы самых разных людей, модных и молодых в том числе. Я лично даже провожу там рабочие встречи. На это есть много причин. Первая — это блестящая архитектура, которая видна практически со всех точек, откуда бы мы ни подходили к этому пространству. А внутри идеи Ренцо Пьяно еще ярче раскрываются благодаря свету. Там прекрасная программа: и публично-выставочная, и менее видимая звуковая — она называется «Настройки». Следующий момент — это прекрасная кухня, причем на любой кошелек: там есть пекарня, кафе, ресторан высокой кухни. И самое главное — в «ГЭС-2» культивируются разные виды культуры, а значит, каждый может найти что-то подходящее для себя.
Где бы мы ни были, в каком бы районе ни оказались, там будет не только музей-доминанта, вокруг которого крутится энергия и составляются планы, но обязательно и несколько галерей и небольших центров искусства. Все это есть, надо просто задаться целью и желанием это найти. Если выйти, например, из «ГЭС-2», можно пройтись по Остоженке (москвичи ее очень любят), там представлен срез лучшей архитектуры России. И еще там есть галерея «Наши художники» — совершенно неочевидная. Но она существует уже больше десяти лет, делает выставки музейного уровня. Прежде всего она специализируется на показе художников XX века. Сейчас там идет потрясающая выставка — «Еврейский акцент французского модернизма», где можно увидеть работы и Шагала, и многих других художников первого эшелона. При этом там представлены и те, кто остался в тени своих звездных коллег. Но всех этих художников объединяет то, что в свое время они попали на Монмартр. В наше время на Монмартре уже нет тех резиденций, где жили и творили художники. Сейчас там другая, но не менее богемная публика.
А если, например, пройти ближе к набережной, то мы найдем фонд In Artibus. Он тоже достаточно давно существует на карте главных мест притяжения Москвы. И недалеко есть старая площадка фонда Ruarts, которая показывает, наоборот, исключительно современное искусство, в том числе уличных художников, современную фотографию, то есть другой вайб. И там тоже в том числе можно встретить самых разных молодых москвичей. Список можно продолжать и продолжать.
И квартира Бродского в Питере, и квартира Улановой в доме на Котельнической набережной в Москве — это неочевидный отсек в нашем музейном деле. Мы ждем, когда туда приходим, что проникнемся аурой определенного человека, атмосферой. Помимо этого, там есть выдающиеся вещи. Недавно я была в музее-квартире Мейерхольда, у Немировича-Данченко. Я периодически проверяю эти квартиры, потому что иной раз кажется: не дышат ли они на ладан? Но нет. Там работают энергичные люди, которые заряжают эти места, постоянно что-то придумывают, какие-то программы просто немыслимые!
Сейчас очень много молодых коллекционеров, которые любят покупать искусство через Telegram-каналы. Я бы рекомендовала покупать не на аукционах, хотя это очень азартная и увлекательная история, а сначала понять, кто из художников вам интересен. Для этого нужно походить по музеям или галереям, по биеннале и, собственно, познакомиться с художниками, попасть к ним в мастерскую.
Я думаю, что NFT — уже настоящее искусство, оно у нас есть так или иначе — я смотрю за статистикой. Я в этом плане достаточно консервативна и осторожна, присматриваюсь. Плюс я искусствовед, человек, выросший в музее. Моя коллекция формируется поступательно, одно вытекает из другого, между работами есть диалог, и пока NFT не входит в него.
Я назову вам трех художников, совершенно разных (но в чем-то они, конечно, схожи). Эти художники — совершенно тихие, спокойные, хотя, может, у них и есть какие-то громкие работы. Они все будто прожили какую-то травму, какую-то трагедию, поэтому их искусство достаточно взрослое. С ними сотрудничают такие музеи, как, например, «Гараж» и многие другие.
Итак, я бы выделила Иру Бутковскую, которая в живописи сообщает действительно какие-то новые вещи. По форме это близко к Матиссу. Возможно, она от него отталкивалась — там присутствуют яркие краски, образы, но у нее совершенно свой путь. Вторая — Мика Плутицкая. Она интересна тем, что ее работы не только про настоящее, а, скорее, про осмысление советского опыта и включение его в нашу реальность. Она тоже занимается живописью. И многие говорят, что она одна из самых выдающихся художниц, которая вывела современную живопись на новый уровень. И третий — Артем Филатов, он работает с совершенно разными формами: занимается скульптурой, делает инсталляции.
Эфир The City от 20 мая
23 мая, 2022