Прочитайте отрывок из книги «Звезда эфира» про то, как справляться с форс-мажорами в Zoom

В издательстве «Альпина PRO» вышла книга Светланы Колосовой «Звезда эфира». В ней автор рассказывает, как эффективно проводить онлайн-конференции в Zoom: управлять вниманием аудитории, выстраивать кадр и вести себя перед камерой. Публикуем отрывок про то, как не попасть впросак во время конференции. И что делать, если это все-таки случилось.

Такую серьезную тему, как форс-мажоры, хочется начать с юмора. Тем более что он абсолютно правдив и актуален для 70% случаев затруднительных ситуаций, в которые попадают спикеры.

Нюансы, связанные с питанием

И наш юмор будет касаться вопроса... еды. Любопытно, насколько рискованные шаги в этом направлении предпринимают лекторы: они без оглядки пробуют новые экспериментальные блюда за час до эфира; не обращают внимание на срок годности продуктов; пьют газированную сладкую воду во время эфира (а не обычную минералку); перебарщивают с коньяком для храбрости; наедаются до такого состояния, что могут задремать во время выступления коллеги. Подобных форс-мажоров можно избежать, если исключить все риски, которые могут повлиять на здоровье и самочувствие. Если неприятность все же произошла, единственное, что остается, — попросить перерыв. При возникновении естественных потребностей не терпите. Это может закончиться бóльшим конфузом, чем внеочередной тайм-аут.

Казусы с одеждой

Показательными в прямом смысле слова являются казусы с одеждой, которая спикеру не по размеру. Это подтверждено записями множества эфиров, во время которых у очаровательных бизнес-леди лопалась пуговица на блузке — в том самом месте. И все достоинства, которыми их наделила природа, оказывались прямо перед зумом камеры. Не менее громкие провалы пришлись на долю мужчин, у которых при резких движениях рук по швам расходились рубашки и даже пиджаки. Форс-мажоров с одеждой легко избежать, если примерять ее как минимум за час до эфира: объемы фигуры могут меняться даже в течение суток! Например, если вы накануне ели соленое блюдо, жидкость в организме задержалась и вы временно прибавили в весе. Учитывайте комфортность одежды не только в статике — походите, присядьте, поводите руками — ничто не должно вам мешать. Если казус случился, отключите камеру и приведите себя в порядок. Делать вид, что ничего не произошло, в данном случае будет неуместно.

Родные и близкие в неожиданной роли артистов второго плана

Это реально сложно регулируемый вопрос не только с маленькими детьми, которые не понимают важности нашей работы, но и другими домочадцами. Мамы и папы часто считают свои желания приоритетными, и очень часто проведение вами лекции со студентами для них не будет значимым аргументом, если подоспело время ужина.

Братья и сестры, друзья привыкли вступать с нами в неформальное общение в любое время, при этом они могут обратиться к нам как-нибудь по-домашнему, используя смешное детское прозвище.

Наши супруги убеждены, что могут находиться рядом с нами в любом, даже самом пикантном виде... Все это неформальное многообразие вариантов при деловых онлайн-коммуникациях выглядит нелепо, неэстетично и нарушает принятые границы этикета и протокола. Поэтому единственно возможный способ избежать подобных казусов — закрытая дверь комнаты, специально выделенная зона онлайн-общения, куда никто не заходит и даже не заглядывает!

Животные в кадре

Домашние животные всегда вызывают невольную улыбку и чувство умиления. Тем не менее, если в помещении, где вы проводите онлайн- конференции, обитают коты, собаки, попугаи, хомяки, еноты, хорьки и другие забавные животные, ваша главная задача — скрыть это от глаз аудитории. В противном случае, в борьбе за внимание и любовь аудитории вы им точно проиграете.

Избегайте не только присутствия питомцев в кадре, но и издаваемых ими звуков. Если звук окажется жалобным, зрители могут решить, что вы обидели животное. Ни о каком внимании с их стороны в этом случае речи быть не может: люди перестанут воспринимать вашу экспертизу и ринутся на защиту животного. Это мгновенно закрепит за вами образ кровожадного садиста, а на восстановление репутации может уйти много времени. Помните: люди, занимающиеся вопросами защиты животных, прекрасно сплочены и организованы.

Ступор

Форс-мажор другого характера, который может произойти во время выступления, — ступор. И это довольно распространенная проблема. Вы потеряли мысль, совершенно забыли, о чем собирались говорить, и не знаете, как подвести историю к выводу, — что делать? Такое может случиться даже с опытным оратором, и не только с ним. Сколько случаев, когда народные артисты, тысячи раз исполнявшие свои песни, забывали слова во время концертов-миллионников! Поэтому помните: не вы первый — не вы последний.

На самом деле выйти из этой щекотливой ситуации довольно просто — сменить тему. Так поступила во время концерта Алла Пугачева. Она не смогла вспомнить текст куплета собственного авторства и после нескольких попыток-заходов обратилась к публике с такими словами: «Мне кажется, это какая-то грустная песня, а я хочу, чтобы вам было весело и радостно. Поэтому сейчас исполню другую».

Поскольку спикер не может просто перескочить с одной «песни» на другую, ему потребуется некий переход — сначала на общую тему, а потом уже на частный вопрос, относительно которого память не подводит. При этом можно использовать расхожую фразу «Давайте поговорим о главном, а детали обсудим чуть позже». С этого момента вы можете повернуть русло разговора туда, куда удобно вам. Не бойтесь при форс-мажоре отходить от намеченной структуры — в итоге вы все равно сможете собрать информацию воедино. Более того, смену схемы повествования я не считаю действительным форс-мажором. Для меня как для профессионального спикера форс-мажор — это когда выступающий хватается за шпаргалку и начинает читать по бумаге.

В этом случае возникают вопросы относительно его компетенции и, что самое главное, теряется необходимый контакт со зрителем. Не нужно придерживаться доклада буквально, важно следовать заданной теме и сохранять эмоциональный настрой.

Уход от темы

Не менее распространена обратная ситуация: спикер настолько увлекается примером, что слишком далеко уходит от темы, заигрывается с аналогиями и в итоге переходит на совершенно другой вопрос. Если так случилось, не нужно извиняться, оправдываться и вообще как-либо акцентировать на этом внимание зрителя. Прерывайте речь обобщающими словами: «в итоге», «главное», «основное здесь» и т. д. Ваша задача — быстро подытожить рассказ и присоединить его к теме конференции.

Но, повторюсь, посвящать в этот процесс зрителей не нужно. Дело в том, что аудитория заходит в тему чуть дольше, чем вы, — для присутствующих многое из сказанного вами в новинку, и они еще слабо ориентируются в контенте, а поэтому сделанного вами промаха могли попросту не заметить! Ваша задача — не дать им возможности понять, что произошел форс-мажор.

Технические накладки

Многие спикеры болезненно переживают накладки с визуальным рядом: открывается не тот слайд, не тот график или неактуальная статистика. Это вызывает стресс, из которого выступающий не знает как выбраться. А все довольно просто.

Вы работаете на уровне своей компетенции и через имеющиеся знания и навыки можете пропускать любую информацию и актуализировать ее для текущей темы. Например, вы говорите о стабильном росте покупательской активности в последние три месяца. А у вас открылся график за предыдущие годы, когда наблюдался явный регресс.

Объедините эти два события в одно: «Сегодняшнее повышение спроса гораздо очевидней, если провести сравнительный анализ между графиками за этот год и прошлые периоды. А о причинах этого мы поговорим чуть позже». Так вы убиваете двух зайцев: придаете вес текущей информации и создаете крючок интереса на оставшееся время конференции. То есть мы ни в коем случае не игнорируем некорректный слайд, но и зрителю не сообщаем, что он таковым является. В этом случае ваш промах не заметит никто. Более того, зрители не потеряют время, которое вы бы потратили на извинения и спешные поиски нужных графиков и статистики.

Если вы эксперт с большой буквы, вы будете в курсе всех мейнстримов и самых ярких новостей по вашей теме и из смежных с ней областей — перевод на горячие вопросы также хорошо работает со зрителями при любом форс-мажоре. Если возвращаться к примеру с неактуальным графиком, то, основываясь на нем, можно перейти к теме падения спроса на одежду известных брендов, а уже потом вернуться к теме конференции. Здесь простор для творчества поистине безграничен.

Вообще работа с социальными мостиками прекрасно связывает самые разные темы. Так, если вы модератор, с помощью этого приема вы можете возвращать «загулявших» спикеров в заданное русло. Что из себя представляют эти мостики?

Это темы, которые связаны непосредственно с человеком и его обычной жизнью — как реальные примеры, так и предполагаемые обстоятельства. Здесь можно работать и от общего к частному, и от частного к общему. Например, сказать «мы наблюдаем такую тенденцию...» или «вчера я беседовал с ведущим маркетологом компании...». Тему можно разобрать в рамках философских интерпретаций либо в рамках ее значимости для социума, отрасли, региона. Это и будет социальным мостиком.

Фактические ошибки

Однако не стоит путать технические накладки и допущенные ошибки. Как поступить, если была приведена неправильная статистика, если вы сослались не на тот источник, если неправильно процитировали известного автора, ошиблись в фамилии, дате, названии бренда и вас при этом кто-то публично поправил? Тут очень важно отреагировать без испуга, чтобы у зрителей не создалось впечатление, что вас поймали на месте преступления.

Поблагодарите человека, обратившего внимание на недочет: «Большое спасибо! Выскочило на лету, сам чувствую, что что-то не то. Я очень рад, что вы включены в тему и так внимательно слушаете». Для выступающих очень высокого ранга допустимо в шутку высказаться по поводу недобросовестности помощников, так как присутствующие зрители прекрасно понимают, что подготовкой презентации занимался не сам оратор. Но окружающие обязательно должны понять, что вы шутите, а не угрожаете персоналу.

После выражения благодарностей / шуток не останавливаясь, в таком же темпе и с таким же запалом нужно продолжать вести конференцию. Потому что главным форс-мажором будет не допущенная ошибка, а затянувшаяся реакция на нее. Важно помнить, что любые неидеальные моменты — это всего лишь часть рабочего процесса и они случаются практически со всеми. Если вы стушевались, растеряли энергию, зрителей вам не удержать.

Часто в затруднительную ситуацию попадают спикеры, которые не привыкли говорить «я не знаю». Для них неосознанно или злонамеренно коллеги и зрители могут расставлять ловушки и выставлять их в невыгодном свете. Например, на вопросы «Как вы относитесь к теории Иванова?», «Как вы прокомментируете речь Петрова?» у оратора нет ответов, потому что он не читал, не слушал, не ознакомлен с необходимой информацией. Что он начинает делать? Выкручиваться, произносить двусмысленные фразы или попросту врать. И чем это заканчивается? Спросите Юлию Латынину, которая не раз во время радиоэфиров допускала фактические ошибки, одна из которых — фраза «она металась, как стрелка осциллографа». Юлия, как человек, далекий от технических вопросов, вполне могла не знать, что у этого аппарата нет стрелок. Но вот допущенная ею ошибка до сих пор является синонимом некомпетентности.

Какой из этого примера можно извлечь урок? На каверзные вопросы всегда отвечайте прямо и честно: «Про теорию Иванова, кажется, что-то слышал, но сам не изучал ее. Но если вы считаете, что это имеет отношение к теме нашей сегодняшней беседы,
пришлите, пожалуйста, ссылку. Я обязательно ознакомлюсь».

Книга «Звезда эфира» вышла в издательстве «Альпина PRO»

Новости