В Еврейском музее и центре толерантности идет та самая выставка, на которой охранник из Ельцин-центра пририсовал глаза черной ручкой к картине Анны Лепорской. Конечно, знаменита она совсем не этим: в экспозиции 98 работ русских авангардистов 1920–1930-х. Название позаимствовано из трактата Казимира Малевича «Мир как беспредметность», в котором он на протяжении десяти лет описывал свой опыт художника. Рассказываем, зачем идти на выставку.
В начале XX века Витебск превратился в настоящий центр авангарда. Здесь Марк Шагал возглавил Витебское народное художественное училище, а позже в него был приглашен и Казимир Малевич. Малевич вытеснил Шагала из училища и вместе с учениками организовал группу УНОВИС и провозгласил супрематизм вершиной живописной эволюции.
М. З. Шагал. Интерьер с цветами. 1917/Музей-квартира И. И. Бродского
К. С. Малевич. Супрематизм. 1915–1916/Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
На выставке показаны ранние работы Шагала, на которых еще без труда можно определить, что изображено на картинах. Например, «Интерьер с цветами» или «Вид в сад (Интерьер на даче)». Тут же заметно, как ученики Малевича (Розенгольц, Санников, Юдин и другие) перешли к простым геометрическим фигурам. Художники экспериментировали под руководством Малевича и изучали последовательно кубизм, футуризм и далее супрематизм.
В этой части экспозиции на стенах использованы цитаты из дневника Льва Юдина, ученика Малевича, о своих соратниках по художественному училищу. Вот что он писал о Николае Суетине: «Суетин верно идет. Молодец». А об Илье Чашнике так: «Хорошие, упорные штучки. Сильные, но Америк не открывают».
На смену УНОВИС (распалось в 1922 году) пришел ГИНХУК, он базировался в Петрограде. Его директором в 1924 году стал все тот же Казимир Малевич. Малевич утверждал, что живопись — это наука. Основным направлением деятельности института стало служение искусства рабочим массам, а художники превратились в ученых.
Музей собрал архивные фотографии с домом Мятлевых, в котором располагался сам ГИНХУК, изображения Малевича за работой над картинами и другие снимки. Среди работ — картины Курдова, фарфор Суетина. А в отдельном зале — видео-арт, на котором запечатлено, как проходили выставки петроградских художников.
Но и с ГИНХУКом не сложилось, его постигла судьба предшественника. Супрематизм Малевича не вписывался в официальную художественную политику. На базе коллекции института создали Отделение новейших течений, которое возглавил критик Николай Пунин. Он пополнил фонд работами Василия Кандинского, Михаила Ларионова и других. Однако и его пришлось ликвидировать в сталинские времена. Художникам ничего не оставалось, кроме как искать новые формы выражения действительности. Так появился стиль, названный впоследствии постсупрематизм. Последователи Малевича пытались говорить о действительности иносказательным языком.
А. А. Лепорская. Три фигуры. 1932–1934/Государственная Третьяковская галерея
В завершающем разделе та самая картина Анны Лепорской «Три фигуры» — оммаж на живопись Малевича. И это очевидно, ведь на соседней стене висит его работа «Голова крестьянина», на которой тоже нет глаз, носа и рта.
Отдельного внимания заслуживает интерактивный проект «Я — Малевич», который придумали специально для Еврейского музея и центра толерантности. Основная идея заключается в том, что сложная для восприятия тема авангарда рассказывается доступным языком.
При входе можно отсканировать QR-код и посмотреть на экспозицию одного из художников на выбор — Малевича, Шагала, Лепорской и других авангардистов. Аудиодорожки длятся от 5 до 15 минут, через них особым способом происходит перевоплощение в художников.
Это чем-то похоже на компьютерную игру, в которой нужно выбрать главного героя и следовать линии его жизни. Здесь очень простой функционал, так что справиться сможет и ребенок, и пенсионер. Предупреждаем: это не аудиогид, а история художников, которая помогает сопоставить их биографию с визуальным рядом и понять суть всего русского авангарда. Мы бы рекомендовали пройти выставку два раза: сначала без аудиосопровождения, а после — с ним.
Эта же выставка изначально проходила в «Ельцин-центре», ее подготовка заняла полтора года. 20 февраля она завершилась и была разобрана — живопись, графика и скульптуры вернулись в хранилища и к частным коллекционерам. Для того, чтобы снова собрать ее, мы потратили полгода, но состав экспонатов отличается на 20 работ, большая часть из которых — фарфор.
Экспозиция доступна до 19 февраля, билеты по 500 рублей.
Текст: Диана Иванова
28 октября, 2022