Отсылки к Булгакову, кража тела Ленина и дикий юмор: чем удивил сериал «Конец света»

Автор анонимного телеграм-канала «Кино_Ёж» собрал дьявольские отсылки нового комедийного сериала к «Мастеру и Маргарите». Осторожно: дальше будут спойлеры!

Отсылки к Булгакову, кража тела Ленина и дикий юмор: чем удивил сериал «Конец света»
«Кино_Ёж»
автор анонимного телеграм-канала

Как я писал в предыдущих материалах, главный российский шоураннер осени — Михаил Афанасьевич Булгаков. «Конец света» является не прямой экранизацией, но я бы на месте авторов проекта добавил дисклеймер «Создано по мотивам „Мастера и Маргариты“». Его нет, и тем интереснее зрителю гадать, самостоятельное ли это произведение. Отсмотрев все серии, могу утверждать: «Конец света» самобытен.

«Кинопоиск»

Начнем с того, что завязка весьма в духе бытового реализма: в спальном Чертанове (видимо, от слова «черт») живет парень, работает на кассе в супермаркете, ютится в одной квартире со странной матерью, сестрой, отходящей в мир иной бабушкой и своей девушкой — полный панельный теремок. Тут появляется эффектный отец Мефистофель (Воланд), который хочет с помощью сына совершить на Земле апокалипсис. Ну и понеслась — возникает свита Воланда, начинаются убийства, демонические фокусы и борьба зла с добром.

Первая отсылка к «Мастеру и Маргарите» — имя главного героя. У Булгакова поэт Бездомный — прототип советского поэта Демьяна Бедного. В «Конце света» так зовут главного героя — Демьян. Помощника Воланда Азазелло в сериале так и зовут. Нюанс заключается в том, что он тиктокер. Ну а кем ему еще быть в сегодняшнем мире?

Кота Бегемота бесподобно играет Ксения Раппопорт, а ее дочь Аглая Тарасова — Геллу. Аннушка в первой же сцене поскальзывается на масле (массажном), вместо булгаковского варьете — цирк, нехорошая квартира на месте, фокусы, раздача денег, полеты над Москвой, бал сатаны — все яркие сюжетные точки «Мастера и Маргариты» в сериале присутствуют. Сцена на Патриарших прудах сюжетно никак не обоснована — видимо, это дань уважения истории.

Отсылки к Булгакову, кража тела Ленина и дикий юмор: чем удивил сериал «Конец света»

Юрий Колокольников в роли Князя Тьмы (Воланда), наверное, лучший выбор для этой истории. Ему и играть толком не надо — внешний вид и харизма попадают точно в цель. Как говорил Товстоногов, великий советский театральный режиссер (шпаргалка для молодежи): «Распределение ролей — уже концепция». Колокольникова распределили прямо в ад, и это дико точно.

Сериал порадовал своей концентрированной комедийностью. Любители абсурдного юмора должны быть счастливы. Мерзкие на первый взгляд сцены не видятся таковыми, потому что общий градус юмора можно выделить как «дичь». В каком еще сериале мы видели, что герои воруют тело Ленина из мавзолея, а потом находят его ожившую голову (привет булгаковскому Берлиозу) в американском посольстве? С точки зрения шуток в сериале, есть, скажем так, актуальный контекст. Желающие да узрят.

Если брать визуальную составляющую, то можно заметить, что сцены с Воландом всегда более насыщенные по локациям, нежели серые сцены с простыми смертными. Демонический мир представлен сочным и привлекательным, а кола-газировка (красная) — искушением для ангелов-карьеристов.

Создатель и режиссер сериала — Александр Незлобин, которого мы все знаем по давней работе в Comedy Club. Сериал «Конец света», безусловно, его творческая победа. Как мне сказал один из известных продюсеров после просмотра первой серии: «Саша стал хорошим режиссером».

Отсылки к Булгакову, кража тела Ленина и дикий юмор: чем удивил сериал «Конец света»

Не могу не добавить пару ложек (чайных) дегтя. Что мне не понравилось:

  • Не понравилась игра актеров в эпизодах. Есть ребята, которые наяривают и переигрывают (например, сцена в МФЦ) — встык с хорошими актерскими работами это вызывает грусть.
  • Воланд периодически выходит из нехорошей квартиры, и мы видим, что это подъезд, который был замусолен в хвост и в гриву сериалом «Беспринципные». Понимаю, что подходящих для съемок локаций в Москве не так уж и много, но резануло, что тут поделаешь.
  • Не совсем согласен с мотивацией Воланда в диалоге с сыном — буквально за минуту разговор проходит много стадий и трансформирует персонажа от злости до раскаяния.
  • Заметил аккуратный продакт-плейсмент мороженого известной марки. Это больше не про недостатки, а про чуть назойливость.

Еще из любопытного — внимательный зритель заметит в одной из серий персонажа, который сообщает номер телефона. Этот телефон реальный и принадлежит жене актера, который его произносит, — тоже, кстати, актрисе. Как это обычно бывает: в сценарии стоит базовый номер телефона типа +7 (903) 123-45-67, и, когда актер на съемках начинает говорить другие цифры, этого не замечают, так как номер телефона не сюжетообразующий. Так и тут получилось — в сериале актер поделился номером своей жены. Интересно, много ли человек ей позвонило или написало?

Вообще, конечно же, сериал в первую очередь рассказывает про свободу выбора каждого из нас. Герой делает свой выбор, а мы, зрители, — свой. Есть в этой истории и ассоциация к становлению Дарта Вейдера из «Звездных войнов». Много чего есть — каждый найдет свое. Михаил Афанасьевич Булгаков, думаю, был бы рад такому развитию своего сюжета.

У Булгакова в «Мастере и Маргарите» есть цитата: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Мы же с вами, зрители стриминговых платформ, покоя не заслужили, но заслужили свет, а точнее, «Конец света».

Фото: предоставлено пресс-службой «Кинопоиска»

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости