«Достать ножи: Стеклянная луковица» — чем не удался новый детектив с Дэниэлом Крэйгом

«Достать ножи: Стеклянная луковица» — чем не удался новый детектив с Дэниэлом Крэйгом

На Netflix вышел сиквел успешного детектива про Бенуа Блана в исполнении Дэниэла Крэйга. Первая часть «Достать ножи» стала очень успешной и обеспечила пристальное внимание к франшизе. Еще с премьеры на фестивале в Торонто новый фильм собирает положительные рецензии, с которыми кинокритик Алина Кузьо категорически не согласна.

Netflix

Первый «Достать ножи» был чуть ли не кинособытием. О, наконец-то появился достойный детектив, еще и снятый не по Конан Дойлу, Агате Кристи и Гиллиан Флинн, а по оригинальному сценарию. Ленту придумал и поставил некогда независимый режиссер Райан Джонсон. Его дебют «Кирпич» был серьезным нуаром, перенесенным в обычную школу. Второй фильм — «Братья Блум» — задорной головоломкой, веселой аферой с отсылками к классике. В общем, Райан Джонсон показал себя синефилом и любителем загадок, но вскоре перешел на другую сторону силы и снял «Звездные войны: Последние джедаи». А зарекомендовав себя в студийном кино, стал снова браться за то, что ему интересно, — детективные истории, теперь в промышленных масштабах.

Как синефил, Джонсон не мог не ориентироваться на предшественников и пошел по их пути в том числе в подборе актеров. Всех его героев (читай: подозреваемых) сыграли голливудские звезды, как это было принято в историях о сыщиках и преступлениях, снятых в 1970–1980-х. Ну и сам фильм стал этаким списком тропов: тут большой особняк, вечеринка, после которой произошло убийство, сыщик с необычными манерами (чтобы сильно не раздумывать над необычностью, Крэйг решил отыгрывать самый нелепый акцент южанина на свете). Предсказуемость ответа на главный вопрос «Кто убийца?» режиссер компенсировал раскатистой сатирой на трамповскую Америку и оригинальными находками: героиня, у которой больше всего тайн, физически не переносит ложь.

«Достать ножи: Стеклянная луковица» — чем не удался новый детектив с Дэниэлом Крэйгом

©Netflix

В «Стеклянной луковице» остались основные элементы. Классический особняк со скрипучими лестницами и тайными окнами превратился в стеклянное безумие на греческом острове. Его владелец, Майлз Брон (Эдвард Нортон), раздражающий и зацикленный на себе миллиардер, сделавший деньги на бизнесе, в котором перемешались данные, новости и крипта, собрал на вечеринку своих друзей-партнеров. Туда же прибыл и Бенуа Блан, талантливейший сыщик с нелепым акцентом, которого снова, как и в первом фильме, неизвестно кто пригласил. И снова сатира.

Джонсон нещадно издевается и над миллиардером, и над его клишированными друзьями: стареющей блондинкой из мира моды (Кейт Хадсон), которая, едва зайдя в Twitter, сразу же попадает в расистский скандал; политикессой (Кэтрин Хан), которая никогда не отправляет имейлы; стримером с Twitch, который защищает права мужчин (Дэйв Батиста). На острове гостит и угрюмая Кассандра (Жанель Моне), которую когда-то слили из компании, и сейчас она приехала портить всем праздник. В качестве идеи для вечеринки Майлз решает разыграть свое убийство, чтобы развлечь гостей головоломкой. Несложно догадаться, что на острове произойдет и реальное убийство.

«Достать ножи: Стеклянная луковица» — чем не удался новый детектив с Дэниэлом Крэйгом

©Netflix

С самых первых минут Райан Джонсон показывает: на этот раз маленькими переживаниями одного семейства он не ограничится. Свой новый комедийный детектив он делает масштабным: в нем замешан и новейший источник энергии, и политика с экологией, и пандемия (до приезда на вечеринку все персонажи носили маски, а какие-то их перипетии случились по вине карантина).

Одно из удовольствий, которое Джонсон, любуюсь собой, предлагает зрителю — при просмотре собирать все расставленными по фильму имена, камео, цитаты, пасхалки и забавные предметы, описывать любопытные предметы и пасхалки, из которых состоит «Стеклянная луковица», от памятников в форме ягодиц до фески Бенуа Блана, и составлять карты нового «Достать ножи» в стиле «все отсылки, которые вы могли пропустить». Но, пуская пыль в глаза бесконечным неймдроппингом, этот фильм совершенно не требует внимательного просмотра. Наверняка приключения Бенуа Блана станут одним из самых просматриваемых релизов Netflix: его удобно включать фоном, так как, кроме узнавания отсылок и имен, он не требует от зрителя никакого эмоционального или мыслительного вовлечения.

«Достать ножи: Стеклянная луковица» — чем не удался новый детектив с Дэниэлом Крэйгом

©Netflix

Джонсон проходится по персонажам, пытаясь простейшими методами показать не только гениальность сыщика Блана, но и сообразительность обычного зрителя — и тут же вознаграждает последнего новой порцией гэгов и шуток. Если в первом фильме он насмехался над трамповской Америкой, то главный объект сатиры теперь — несостоятельность популярности. Миллионы подписчиков в Twitch, громкие заголовки в прессе, скандалы в Twitter имеют свою непростую цену, но по большому счету ничего не значат, оказываются пустышкой, раздутой до размеров особняка «Стеклянная луковица». Но злая (само)ирония в том, что сам сиквел отличается тем же — желанием угодить всем и каждому, пуская пыль в глаза, и полным отсутствием темы для разговора, если присмотреться внимательнее.

Фото: ©Netflix

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

27 декабря, 2022

Новости