Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

В Москве идут показы спектаклей XXIX театрального фестиваля «Золотая маска». Итоги будут подведены 22 апреля, так что у вас есть время посмотреть и оперы, и мюзиклы, и драматические постановки лучших коллективов страны. Самые интересные из них — в нашей подборке.

«Р»

Театр «Сатирикон»

Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

Фото: Александр Иванишин

От классического «Ревизора» в названии спектакля осталась одна буква, но пусть вас это не смущает. Режиссер Юрий Бутусов передает все темы пьесы Николая Гоголя, пропуская их через мясорубку сегодняшнего дня. Фарш получился кровавый, перченый, местами с жирком, но крайне аппетитный. От игры актеров оторваться невозможно, а финальная сцена поставлена так, что у зала перехватывает дыхание.

У «Р» семь номинаций на «Золотую маску». Он борется за звание лучшего драматического спектакля большой формы, также все шансы получить премию есть у художника Максима Обрезкова и художника по свету Александра Сиваева. Что уж говорить об актерских номинациях — в них представлены Константин Райкин и Тимофей Трибунцев за главные мужские роли и Алена Разживина и Марьяна Спивак за женские роли второго плана.

20, 21 февраля, 12, 13, 24, 25 марта


«Война и мир»

Театр Вахтангова

Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

Фото: Юлия Губина

Главный спектакль Театра Вахтангова. И не только потому, что в нем занято большинство звезд прославленной трупы, а в основе — классика русской литературы. Режиссер Римас Туминас сумел совместить современные театральные ходы с драматургическим материалом XIX века — и сделал это настолько виртуозно, что почти пятичасовой спектакль смотрится на одном дыхании. В нем столько красоты и легкости, что не перестаешь удивляться мастерству режиссера.

Закономерный итог его усилий — восемь номинаций на «Золотую маску». Ксения Трейстер и Денис Самойлов отмечены за исполнение главных ролей, Ирина Купченко, Екатерина Крамзина, Сергей Маковецкий и Евгений Князев — за роли второго плана. Экспертный совет не мог обойти вниманием титаническую работу художника по костюмам Марии Даниловой. И конечно, «Война и мир» — главный претендент на победу в номинации «Драма/спектакль большой формы».

21 февраля, 14, 20, 21 марта


«Мария Стюарт»

МТЮЗ

Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

Фото: Елена Лапина

У творческого метода Петра Шерешевского много поклонников. В конце концов, кто не знает историю, рассказанную Фридрихом Шиллером еще в самом начале XIX века? Если отбросить все вензеля и виньетки, присущие литературному стилю того времени, то «Мария Стюарт» — история одного убийства. Как и значится у Шерешевского в программке. Действие перенесено в условное сегодня, сюжет разыгрывается в двухмерной реальности — на стыке видео и театра, звучит современная разговорная речь. Градус трагедии от этого только повышается, потому что становится очевидно: наш мир до сих пор полон жестокости, предательств и вранья.

Эксперты «Золотой маски» номинировали в этом спектакле за главные женские роли Викторию Верберг и Софию Сливину, а за мужские роли второго плана — Сергея Погосяна и Илью Шлягу. Сама же постановка поборется за звание лучшего драматического спектакля большой формы. Итого пять номинаций.

24 февраля, 8 и 25 марта, 7 апреля


«Макбет»

Драматический театр (Новокузнецк) на сцене Театра Пушкина

Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

Фото: Диана Токмакова

Еще один спектакль Петра Шерешевского, и снова переосмысление классической трагедии — на этот раз Шекспира. Действие перенесено из средневековой Шотландии в российскую провинцию 1990-х. И тут тоже используются любимые Шерешевским видеопроекции. Для большей части зрителей спектакль вообще станет онлайн-кино с возможностью наблюдать за съемочной кухней. И только 30 счастливчиков получат опыт погружения непосредственно в спектакль. Им предстоит стать участниками новогоднего корпоратива, где за соседними с ними столиками будут сидеть герои «Макбета».

Пять номинаций на «Золотую маску» у этого необычного спектакля распределились следующим образом: выдвинуты художник Анвар Гумаров, художник по свету Стас Свистунович, исполнители главных ролей Илона Литвиненко и Андрей Ковзель, а также сама постановка — как лучший драматический спектакль большой формы.

2 марта


«Наизнанку»

Театр «Старый дом» (Новосибирск) на сцене Центра драматургии и режиссуры

Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

Фото: Алексей Цилер

«Старый дом» — один из самых заметных региональных театров. Благодаря работе с молодыми актуальными режиссерами и обращению к современному драматургическому материалу он выработал свой художественный язык, отнюдь не провинциальный. Поэтому попадание его спектакля в программу «Маска Плюс» вполне закономерно.

«Наизнанку» — пьеса, созданная в рамках лаборатории современной драматургии, которая проводилась в «Старом доме» и ставила перед авторами амбициозную задачу сделать театр интереснее сериалов Netflix. Насколько это получилось у драматурга Карины Бесолти и режиссера Джеммы Аветисян, решайте сами. Сюжет вполне себе актуальный — про домашнее насилие. Визуально это экспрессивное черно-белое кино.

3 марта


«Аида»

Театр «Геликон-опера»

Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

Фото: Ирина Шымчак

«Аида» — одна из самых ярких опер Джузеппе Верди. Захватывающий сюжет соседствует в ней с хитовой музыкой — мечта режиссера! Дмитрий Бертман поставил у себя в театре идеальный с эстетической точки зрения спектакль, используя все ресурсы уникального геликоновского зала «Стравинский». Здесь есть место и эффектным появлениям солистов, и масштабным массовым сценам. К тому же акустика на высоком уровне. Финальные слова Амнерис, дочери фараона, о мире пробирают до мурашек.

«Золотая маска» отметила спектакль в четырех номинациях: как лучшую оперу, за работу дирижера Валерия Кирьянова, художника по свету Дениса Солнцева и исполнителя главной мужской роли Шоту Чибирова.

2, 4 марта


«Кабаре»

Театр Наций

Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

Фото: Ира Полярная

Режиссер Евгений Писарев подчеркивает, что ставил прежде всего драматический спектакль с музыкальными номерами, но «Кабаре» в «Золотой маске» проходит по разряду мюзиклов. Это не отменяет блистательных работ артистов — соединить традиции русского психологического театра с бродвейской эксцентрикой оказалось задачей не из легких. В итоге получилось самое пронзительное антифашистское высказывание за последнее десятилетие, заставляющее зрителей смеяться, плакать и задерживать дыхание в ключевых сценах.

«Кабаре» претендует сразу на семь «Золотых масок». Конечно, как лучший спектакль в категории «Оперетта-мюзикл», а также за лучшую режиссуру. Нельзя было пройти мимо блистательной работы над костюмами Виктории Севрюковой и виртуозного исполнения главных ролей Александрой Урсуляк и Олегом Савцовым. Отдельной удачей стала номинация за роль второго плана Елены Шаниной, актрисы, исполнявшей роль Кончиты еще в первой версии легендарного спектакля «Юнона и Авось».

8–11 марта


«Серотонин»

Театр «Приют комедианта» (Санкт-Петербург) на сцене Электротеатра Станиславский

Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

Фото: Сергей Колобов

Спектакль по недавнему роману Мишеля Уэльбека поставил Андрей Прикотенко, один из наиболее интересных современных режиссеров, новый главреж театра «Красный факел». Для него на первый план вышла тема конца истории и глобального кризиса постхристианской парадигмы. Пусть вас не пугают все эти философские формулировки — у Прикотенко сюжет про антидепрессанты, превращающие главного героя в импотента, сдобрен большой долей иронии без пошлости и излишней сексуализации. Чтобы уместить 300 страниц текста в три часа, не теряя настроения романа, режиссер прибегает к массе ухищрений — сложносочиненным костюмам и реквизиту, всевозможной машинерии.

У «Серотонина» есть шансы получить «Золотую маску» в четырех номинациях: как лучший драматический спектакль малой формы, за работу Ольги Шаишмелашвили (как художника в целом, так и художника по костюмам) и, конечно, за главную мужскую роль, которую блистательно исполнил Иван Волков.

25–26 марта


«Великий Гэтсби»

Музыкальный театр (Новосибирск) на сцене РАМТа

Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

Фото: Дарья Жбанова

Гимн эпохи ар-деко привозит в Москву Новосибирский музыкальный театр. Мюзикл Натальи Индейкиной «Великий Гэтсби» — прекрасный пример импортозамещения. Здесь тебе и музыка отечественного композитора Владимира Баскина, и стихи Константина Рубинского. И все как-то не портит замысел Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, который, на минуточку, плоть от плоти эпохи джаза. Он и термин-то этот сам запустил в обиход. Конечно, бюджеты в Новосибирске не как в Нью-Йорке и даже не как в Москве, поэтому не нужно ждать кричащего гламура в декорациях и костюмах — эта постановка берет другим. Артисты разыгрывают драму о человеческих силе и слабости, фокусируясь на глубине личностей своих героев, уводя внимание от костюмов и антуража.

Отсюда и номинации на «Золотую маску» исполнителей главных ролей — Анны Ставской и Михаила Полубоярцева. Отмечены также дирижер Александр Новиков и художник по свету Ирина Вторникова. Ну и сам спектакль претендует на звание лучшего в категории «Оперетта-мюзикл». Пять номинаций — неплохой результат для новосибирцев.

4 апреля


«Три товарища»

«Театр-Театр» (Пермь) на сцене Театра Вахтангова

Гид по «Золотой маске»: 10 самых интересных спектаклей фестиваля

Фото: Никита Чунтомов

Еще один отечественный мюзикл на западном материале — «Три товарища». Поставил его мэтр Борис Мильграм, музыку написал не менее известный в среде ценителей мюзиклов Евгений Загот, а стихи — Михаил Бартенев. Получилось очень даже по-фирменному: ярко, увлекательно, обаятельно. Хотя роман Эриха Марии Ремарка не самый простой материал, ведь он о дружбе, любви и верности на фоне кризиса веймарской Германии — только в отличие от «Кабаре» речь здесь не о проекции будущего, а о том, что люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого.

Это тоже один из номинантов на лучший спектакль в категории «Оперетта-мюзикл». Помимо этого, «Золотые маски» могут получить дирижер Татьяна Виноградова, исполнительница главной женской роли Эва Мильграм и исполнитель роли второго плана Альберт Макаров. Итого у пермяков четыре номинации. Неплохо!

11–12 апреля

Текст: Максим Андриянов

Фото: Goldenmask.ru

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

16 февраля, 2023

Новости