В этой мартовской подборке нет ничего похожего на женские романы, но есть сильные героини посреди жестокого мира — единственные, кто может привести его в порядок. Топ лучших книг месяца — в подборке литературного критика The City Ксении Рождественской.
«Поляндрия NoAge»
Женщина — капитан небольшого грузового судна позволяет своей команде — 20 морякам — искупаться в открытом море. Сначала они плывут в эйфории, но потом начинают испытывать ужас. Когда моряки возвращаются на корабль, оказывается, что их уже не 20, а 21. Вскоре корабль замедляет ход, хотя все приборы вроде бы исправны, и отказывается идти дальше. Капитан, никогда раньше не рисковавшая, ведет судно в непроглядный туман. Она — дочь капитана и сама капитан, она знает, что делает. Или нет? Моряки заговаривают о призраках и вспоминают старые легенды, 21-й смотрит на капитана прозрачными глазами, а она пытается понять, кто этот человек из моря, что вообще такое «человек моря» и почему она чувствует биение чужого огромного сердца — сердца корабля.
Дебютный роман француженки Мариэтты Наварро — поэтичный, тихий, вызывающий ощущение качки — исследует зыбкие внутренние пейзажи и то, как мир живых и мир мертвых соотносятся с миром «тех, кто уходит в море».
«Иностранка»
Виолета родилась «в ураганную пятницу 1920 года», когда до Чили добралась эпидемия испанки. Сто лет спустя, во время пандемии ковида, Виолета пишет своему внуку-священнику письмо, рассказывает о своей, а значит, и о его жизни. Все о нелюбви и желании, о «принципиальной разнице между постылым мужем и романтичным любовником», о религии и феминизме, о Великой депрессии, отнявшей у ее семьи все, и о военном перевороте, о котором можно на время забыть, если на столе стоят чашки с чаем и лежит только что испеченный хлеб. В общем, о том, как свобода и демократия то уходят, то возвращаются, в зависимости от того, куда качнется маятник истории. А любовь остается.
Исабель Альенде — одна из самых известных латиноамериканских писательниц и феминисток, двоюродная племянница Сальвадора Альенде. Она, в сущности, пишет об одном и том же, ее романы часто автобиографичны («Виолета» вдохновлена жизнью ее матери), и она не в первый раз строит историю как серию писем к близким — внучка пишет деду в «Доме духов», мать пишет умирающей дочери в «Пауле». Теперь вот бабушка Виолета, понимая, что ее столетняя жизнь вот-вот закончится, разговаривает со своим внуком. Сильная, несгибаемая женщина, прошедшая множество ураганов — и выстоявшая. На таких держался весь ХХ век.
АСТ, «Редакция Елены Шубиной»
Детектив в лучших традициях жанра: маньяк — воплощенное зло, как в хорошем нуаре, полицейские — нормальные мужики, как в постперестроечных боевиках, героиня — книжный червь и все время рыдает, но умна, талантлива и порой бесстрашна, как в лав-стори. Наконец, атмосфера — как в советском и постсоветском производственном романе: героиня Аня в ноябре 2021 года бросает университет и устраивается на работу в литературный журнал «Пламя», который давно уже был закрыт, но местные власти решили его возродить. Ее задача — найти в архивах журнала что-то достойное публикации и выпустить первый номер до февраля. И вот, пожалуйста: графоманский роман про зверские убийства, совершенные в их городке 15 лет назад. Написал его сам убийца, и теперь он охотится то ли за Аней, то ли за своей рукописью, то ли за литературной славой.
Шамиль Идиатуллин («Город Брежнев») ехидно рифмует маньяков и графоманов, показывает сильных женщин, послушных мужчин и СМИ, которые охотно превращаются в доску объявлений для местных властей. И объясняет, что маньяки убивают просто потому, что могут, а какие-то сверхидеи изобретают позже, когда пишут автобиографические романы. Роман был задуман и частично написан в 2021 году, а в 2022-м, на который герои возлагали такие надежды, история про маньяка стала неактуальной. Но Идиатуллин все-таки дописал роман, попытавшись превратить его не в послесловие к безвозвратно ушедшей эпохе, а в предисловие к новой.
«Манн, Иванов и Фербер»
Журналистка и писательница Наталья Ремиш — автор детского мультсериала «Про Миру и Гошу», где брат и сестренка разбираются в своих эмоциях, и книг для детей из той же серии «Просто о важном». «Моя Лола» — это просто о важном для взрослых, автобиографическая история о том, как женщина выстраивает отношения с взрослеющей дочерью своего нового мужа. Наталья Ремиш вышла замуж за человека, который жил в Нидерландах и растил двух дочерей, поехала «из России — за любовью», прекрасно представляя себе, какую семью она хочет, какой мамой она станет для девочек, но, как это всегда и бывает, в реальности все оказывается совершенно иначе. Сложнее, обиднее, интереснее, прекраснее.
Ремиш начала записывать свой опыт, когда младшей дочери мужа, Лоле, было 11, и закончила книгу в день ее 18-летия. Она не боится говорить о своих проблемах, она не боится казаться наивной и глупой, и в этом главное обаяние книги. Этот роман — школа психологии, где рассказчица — не преподаватель, а ученица, совершающая все возможные ошибки и честно об этом рассказывающая.
09 марта, 2023