«Раневская» — байопик, которому не хватает масштаба и характера. Рецензия кинокритика

«Раневская» — байопик, которому не хватает масштаба и характера. Рецензия кинокритика

8 февраля в онлайн-сервисе KION вышла восьмисерийная костюмная драма «Раневская», посвященная жизни знаменитой актрисы. Ее сыграла Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь Любови Полищук, впервые получившая крупную роль, да еще и такого масштаба. Режиссер Дмитрий Петрунь ранее поставил для Первого канала, на котором 13 марта состоялась телевизионная премьера, другой исторический сериал — «Воскресенский». Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему «Раневской» не удается воздать должное памяти Фаины Георгиевны.

kionru

1915 год, Таганрог. Высокая, низкоголосая, слегка нескладная и попросту «некрасивая», как говорит строгий отец, Фанни Фельдман мечтает о карьере актрисы, но родня и слушать не хочет, готовя странноватой дочери будущее в виде жены врача. Та, впрочем, тоже слушать никого не желает и без копейки в кармане едет в Москву, чтобы устроиться в театр и увидеть воочию обожаемого ею артиста Василия Качалова. Поначалу все над ней смеются и не понимают, что делать со странной особой: заика, но с острым языком, не вселенской красоты, но невероятно артистичная, она никак не вписывается в московскую богему. Со временем девушка, взяв свой знаменитый псевдоним, добьется признания и станет той самой Раневской, которая была героиней народного творчества еще при жизни.

Исторические сериалы, создаваемые онлайн-сервисами в копродукции с крупными телеканалами (в данном случае — KION в коллаборации с Первым), уже выработали свою узнаваемую схему повествования. Центральный герой, окруженный свитой из персонажей поменьше и незначительнее, формируется как личность под воздействием тех или иных событий, глобального и локального характера. Проблема подхода в том, что Фаине Георгиевне он слегка не к лицу: это личность такого уровня, что сама формировала обстановку вокруг нее, а не наоборот. Наравне с такими актрисами, как Любовь Орлова и Людмила Гурченко, Раневская подминала под себя сцену, потому что другого выхода у нее просто не было — таков был окружающий мир. Сериал о ней, по-хорошему, должен выйти за рамки классической формы про «жизнь замечательных людей» и затмить все вокруг экспрессией.

«Раневская» — байопик, которому не хватает масштаба и характера. Рецензия кинокритика

И у него это, скорее, не получается. Пышно воссозданная историческая обстановка (сериал охватывает почти 60 лет истории государства Российского) служит лишь фоном, навевая ощущение искусственности, помещенности Раневской в эти красивые, но все-таки декорации. Как будто сама Фаина Георгиевна, чья судьба и является контрапунктом истории, играет роль в масштабном спектакле в свою честь, но постановщик не придумал лучшей формы для нее, кроме как рассказать, как она была несчастна и как смешно говорила слово «жопа». Вообще, от фирменного эпатажа артистки, собственно, это самое слово (плюс-минус) и осталось. Знаменитые афоризмы от «Муля, не нервируй меня!» до «Красота — страшная сила» вбрасываются, как фан-сервис в кинокомиксах, только для своей аудитории.

Хаотично вкрапленные вставки со стилизацией под черно-белую съемку, переходящие в цветное изображение, выглядят вроде бы аутентично — и одновременно как купленные в подарок на почте открытки за 50 рублей там, где надо бы расстилать красную дорожку. Так можно охарактеризовать и весь сериал: он хаотичен и непостоянен, как и его героиня, но вряд ли это концепция. Дотянуться до Раневской земными способами (вернее, приземленными) — задача, почти наверняка обреченная на провал. Местами это выглядит даже как некоторое неуважение к фигуре великой артистки: выспренно, скучно, совершенно не цепляюще. Сама Фаина Георгиевна, скорее всего, посмеялась бы над такой фиглярщиной и конвейером, пестующим биографии: почти одновременно с «Раневской» вышел «Шаляпин», обладающий теми же самыми недостатками.

«Раневская» — байопик, которому не хватает масштаба и характера. Рецензия кинокритика

Есть один существенный момент, который не дает этой дорогой внешне, но трехгрошовой в душе опере развалиться в первой же серии, — исполнительница главной роли. Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь другой великой советской актрисы, для которой это первая большая роль, несмотря на возраст (38 лет), отыгрывает личность Раневской с удивительной точностью и вдохновением. Возможно, ей не хватает чего-то, чтобы передать психофизику прототипа максимально точно, но это выдающееся преображение, которое служит надежным клеем для красивой, но хлипкой конструкции сериала. Наблюдать за Мариэттой, как она передает ужимки и манеру речи, невероятно интересно — эту роль хочется разглядывать под микроскопом, и не совсем понятно, сила ли это исходного материала, мастерство или совокупность факторов. Но одно ясно: как Раневская верстала под себя окружающую ее, порой откровенно не симпатичную среду, так и Цигаль-Полищук перепахивает под себя все и не дает зрителю бросить этот сериал на полпути, пока он не переходит в свою самую унылую стадию.

Серии с четвертой, когда Фанни Фельдман становится, наконец, Фаиной Раневской, начинается рисование совсем широкими, грубыми мазками: героиня, лишенная необходимости преодолевать препятствия, превращается в типичную одинокую женщину, а размашистый байопик сворачивается до унылой мелодрамы. К сожалению, тут уже и центральная актриса не справляется, похороненная под слоем плохого грима и стерильного открыточного Совка вокруг себя. Раневская — это эпатаж, сила духа и способность видеть смешное даже в самых грустных эпизодах жизни, такой она была и остается в культурном поле, и сериал, к сожалению, даже близко этого не передает. Не хватает только знаменитой цитаты про красивый павлиний хвост.

Текст: Иван Афанасьев

Фото: KION

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости