Что говорят авторы телеграм-каналов о культуре про Елизавету Лихачеву на посту директора Пушкинского

Что говорят авторы телеграм-каналов о культуре про Елизавету Лихачеву на посту директора Пушкинского

В ГМИИ имени А. С. Пушкина сменился директор: вместо Марины Лошак пост заняла Елизавета Лихачева, которая возглавляла Музей архитектуры имени А. В. Щусева. Узнали у админов телеграм-каналов о культуре, что они думают о смене руководства и как оно отразится на развитии музея.

Марина Лошак была директором компетентным и глубоким, при ней Пушкинский музей провел множество важных и сложных проектов. Кроме того, ее личные интересы более чем вписывались в современный контекст: в 2000-х она занималась галереей «Проун», прославившейся выставками русского народного искусства. На смену ей приходит менеджер, безусловно, довольно приличного уровня и вовсе не агент репрессий. Но, конечно, до уровня Марины Лошак как искусствоведа и куратора она дотянуть не сможет даже при самом большом желании. Как известно, людей делает команда: от того, сможет ли менеджер Елизавета Лихачева собрать вокруг себя коллектив мощных профессионалов искусства, и зависит судьба важнейшего музея страны.

А еще очень хочется верить, что ныне замороженные структуры и коллекции многострадального ГЦСИ обретут, наконец, в составе обновленного Пушкинского музея достойную жизнь. Ведь несколько знаковых проектов Музея архитектуры вроде «Мельников-оперы» («Мельников. Документальная опера». — Прим. ред.) показали, что Лихачева с современным искусством работать умеет и не боится.

Марина Лошак на протяжении десяти лет проводила последовательную, вдумчивую и весьма результативную работу в музее, позже в филиалах музея. Основное, за что я люблю Марину Девовну, — это за ее тонкое понимание самой сути современного музея. Все эти годы Марина Лошак создавала открытый для всех музей, понятный для всех музей, музей, который является точкой входа как в мир классического искусства, так и в мир современного искусства. И выставочная деятельность — это, как мы все понимаем, лишь то, что на поверхности. ГМИИ имени А. С. Пушкина для очень многих стал практически родным домом — и для меня тоже. И это заслуга Марины Девовны.

Елизавета Лихачева возглавляла не менее мной любимый музей. Это уважаемый мной директор. Честный, деятельный, с тонким вкусом. Елизавета всегда говорила, что самое важное — это сохранение наследия, изучение его, понимание современности, но также она всегда говорила, что каждый, кто работает в зоне культуры, должен непрерывно заниматься просвещением, этим она и занималась всегда, и будет заниматься. Мир искусства и мир архитектуры — это близкие миры, многим кажется, что это один мир, но все же не совсем. Я не думаю, что Елизавете Лихачевой будет просто, она шагнула в близкую, но чуть иную вселенную. Но я верю в Елизавету и желаю ей и ГМИИ удачи и взаимной любви. Интересно, что будет с Музеем архитектуры…

Ксения Ламшина
руководитель радио «Культура» и автор канала «Культурные люди»
Ожидаемый уход Марины Лошак, безусловно, окажет влияние на содержательное наполнение и стилистическую направленность будущих проектов музея. Однако стоит отметить, что назначение Елизаветы Лихачевой вселяет некоторую уверенность в качестве и масштабе новых открытий. Аргументирую это тем, что за последние два года Музей архитектуры, на мой субъективный взгляд, действительно преобразился и начал предлагать зрителю разноформатные и любопытные экспозиции, чего мы и будем ожидать от Елизаветы Лихачевой уже на другой музейной площадке.
Невозможно предсказать, каким директором будет Елизавета Лихачева, что изменится с ее приходом, но мы можем точно сказать, что она не Лошак. Все-таки Пушкинский музей — это совершенно другой музей. Он художественный, он гигантский, он международный. Но то, что она будет хорошим директором, — в этом у меня сомнений нет. Наверняка это будет какая-то очень осмысленная, взвешенная выставочная политика. У Елизаветы Лихачевой своя стратегия и своя тактика. Она очень умный управленец, поэтому начнёт с аудита. И на основе этого уже выведет понятные шаги, которые будет реализовывать. Все-таки хочется увидеть полный каталог коллекции музея, чтобы все произведения были оцифрованы и выложены на сайт, чтобы была прозрачная история с закупками. И чтобы продолжалось дело Марины Девовны по очень грамотному маркетингу, который проявлялся как в линейке сувениров, так и в изящной упаковке выставочных проектов.
Ксения Коробейникова
искусствовед и автор канала «ку-ку»

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС; @theartsmuseum

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться