В рубрике «Моя Москва» мы спрашиваем героев об их любимых (и не очень) местах в городе. Художник и писатель Павел Пепперштейн рассказал, где лучше всего танцевать и чем ему так не нравится «Москва-Сити».
Какая ваша любимая станция московского метро?
С 1987 года нога моя не ступала под своды московского метро.
Лучшие танцы, спорт, спа в Москве?
В Mutabor — лучшие танцы сейчас. Во всяком случае, я если это и практикую, то именно там.
Не могу похвастаться, что я спортивный человек, тут сложно дать ответ. Что касается релакса — хожу в Golden Mile Fitness & Spa. Там бассейны, разные массажи и сауна.
На сколько допустимо опаздывать в Москве?
На сколько и в любых других местах, то есть как получится. Зависит от того, куда и как. Опоздание — вещь сложная, конечно, деликатная, но иногда с каждым бывает.
Как вы коротаете время в пробках?
Как правило, мы с моей подругой смотрим сериалы на ее телефоне.
Самое нелюбимое место в Москве?
Наверное, это «Москва-Сити», где возвышаются небоскребы — меня от них тошнит. Даже когда просто проезжаю мимо, отворачиваюсь и смотрю в другую сторону. Высокие современные дома ненавижу всей душой.
Чего не хватает москвичам?
Думаю, москвичам не хватает неизменности. Культ лихорадочных изменений, мне кажется, не идет на пользу ни Москве, ни горожанам. Хотелось бы гораздо более медленного темпа изменений. В некоторых аспектах хотелось бы, чтобы эти изменения вообще не происходили.
Если не Москва, то…
Подмосковье.
Место, которое вызывает наиболее сильные детские воспоминания?
Прежде всего — Пресня, где прошло мое детство. Московский зоопарк и окрестности.
Сейчас я там не живу, но, когда оказываюсь, захожу во двор, смотрю на странное здание моего детского сада. Все изменилось, но кое-что уцелело. Тающие осколки той атмосферы, но они все еще есть.
Три главные точки, куда вы непременно поведете иностранца?
Прежде всего — в Мавзолей Ленина. Очень благодарен иностранцам, которые, можно сказать, приводили меня в это волшебное место. Я категорически против идеи похоронить Ленина — не нужно. Пусть это все абсолютно фейковое, но это делает Мавзолей даже более ценным. Это великолепная инсталляция, которую мы должны беречь.
Потом — в соборы Кремля. Вообще, иностранцы любят Кремль — он их впечатляет и немного ужасает, возникают смешанные эмоции, а это всегда интересно для проводника.
Третье место — на Солянке, раньше я туда водил иностранцев, но теперь уже не пройти. Там большой серый дом, во дворе которого был вход в московское подземелье — лабиринты из подземных ходов. Сейчас проход перекрыли какими-то воротами.
Как часто вам хочется убежать из города?
Постоянно, и я постоянно это делаю.
Где в Москве тусуется самый интересный народ?
Как раз там, где я и живу. Это Маросейка, Покровка, Чистые пруды. Там всегда встречаю много знакомых.
В какой локации у вас в последний раз было классное свидание?
На Патриарших прудах. Это было свидание-предвкушение перед тем, как у нас начался роман. Место зарождения романтики.
Самое лучшее в Москве?
В Москве много интересных мест. Например, центр, где сохранились старые постройки. Особняки, переулки — это очень очаровывает.
У имперской сталинской архитектуры есть свой гипнотический эффект, высотки я тоже люблю. Кинотеатр «Иллюзион», здание на Котельнической набережной, гостиница «Украина», гостиница «Пекин» и, конечно, высотка на «Баррикадной» из детства. В ней есть итальянский ресторан, он находится в помещении бывшего гастронома. Помню, в детстве мы покупали там торт, меня тогда поразила великолепная сталинская лепнина.
Самое худшее в Москве?
Наверное, в городе все-таки нет ничего более чудовищного, чем «Москва-Сити».
Есть ли места в Москве, где вы еще ни разу не были?
Думаю, таких мест много. Я не все окраины Москвы хорошо знаю. Знаю только те места, где жил, с которыми биографически связан. Москва — огромный город. И в нем очень много неожиданных мест.
Куда вы ни за что не пойдете?
Я ни за что не пойду в метро.
Ваше счастливое место в Москве?
Большую часть жизни я в Москве, поэтому мест, которые трогают сердце и душу, очень много. Люблю Благовещенский собор в Кремле — это что-то действительно необычнейшее.
В марте 2023 импринт «Лед» издательства АСТ выпустил культовый роман Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева «Мифогенная любовь каст» в формате авангардного комикса. В его создании принимали участие 30 художников-графиков. Одну из глав можно посмотреть здесь.
25 марта, 2023