Как столичный бизнесмен решил главную проблему уличных артистов

Хороших уличных музыкантов в Москве, как и в европейских столицах, становится все больше. Однако мелочи у нас в карманах с повсеместным распространением безнала и карточек – все меньше. Основатель блога MBA, бизнесмен Вадим Митьковец предложил решение проблемы: терминалы бесконтактной оплаты. Поговорили с идеологом проекта «Бременские музыканты» о том, как «крышуют» уличных музыкантов, почему карточки – зло, и какие миллионы крутятся на этом сером рынке.

Как столичный бизнесмен решил главную проблему уличных артистов

Фото: предоставлено пресс-службой проекта

Картонные коробки, открытые футляры из-под инструментов, шапки и шляпы перед музыкантами в переходах и на улицах уходят в прошлое. Прохожие могут «кинуть денег» карточкой: в Москве стартовал пилотный проект с такой возможностью. Ста уличным артистам, оставившим заявку на сайте «Бременские музыканты», бесплатно выдаются специальные терминалы. Нужно всего лишь прислонить к стенду карточку или телефон, и за пару секунд музыкантам переведется небольшая фиксированная сумма, указанная на стенде, обычно 50 рублей. Причем 25% от каждого пожертвования автоматически отчисляется благотворительному фонду «Детские сердца».

Как возникла идея

Как столичный бизнесмен решил главную проблему уличных артистов

Группа «Port•R». Фото: instagram.com/portrfamily

Мы с командой ведем образовательный канал MBA на YouTube, где показываем на практике, как открыть и развить собственный бизнес в России. Это такой ответ теоретикам-инфобизнесменам. В первом сезоне я выводил на московский рынок популярный у нас на Дальнем Востоке (я сахалинец) продукт – корейские паровые пирожки «Тин Пан», или пян-се.

Однажды, гуляя по Никольской, я искал новые идеи для блога и увидел музыкантов, играющих на скрипке. Рядом стояла коробка, в которую они собирали пожертвования. Я хотел вознаградить их за старания, но наличных ни у меня, ни у друзей не было. И тогда я понял, что для них это проблема номер один. Ведь около 70% людей вообще не носит с собой наличных. И прохожие, готовые сделать пожертвования, в итоге их не делают, потому что просто нет мелочи в кармане. Вторая проблема – имиджевая: как выяснилось, многие относятся к уличным музыкантам как к маргиналам, считают, что этот бизнес контролируется криминальными структурами. Так появились «Бременские музыканты» – идея для стартапа, из которого я сделал благотворительный проект, где часть средств направляется в фонд «Детские сердца».


О «Несчастном случае» и Монеточке

Коллектив «Несчастный случай» Алексея Кортнева стал первым участником «Бременских музыкантов». Их предложила Екатерина Бермант, энергичный руководитель фонда “Детские сердца". Остальные – это не звезды, конечно, зато просто хорошие талантливые ребята. У меня на канале про проект будет четыре серии, первая уже вышла, 15 июля выпустим вторую. Вместе с последним эпизодом планируем организовать благотворительный гала-концерт уличных музыкантов и звезд шоу-бизнеса. Уже ведем переговоры с Noize MC* и Монеточкой.


О Яндексе и «крыше»

Когда мы искали партнеров, получили четыре отказа, прежде чем нашлись поддержавшие нас Яндекс и 2can. В итоге партнеры предоставили бесплатно 100 терминалов для наших уличных артистов и составили для них деловое предложение. Еще проблемы были с музыкантами. Фактически этот рынок сейчас работает «в серую»: некоторые «элементы» сдают артистам в аренду оборудование за 40% от дохода и вынуждают их выступать на заданных местах – вроде как «крышуют». В общем, сначала артисты соглашались с нами сотрудничать, но потом мы получали внезапный отказ. Но в итоге все-таки сто участников набралось. В выходные мы тестировали пилотные терминалы: три уличных коллектива принимали пожертвования. Решили технические вопросы, связанные со скоростью транзакций, и сейчас раздаем терминалы оставшимся 97 коллективам. Это, кстати, первый прецедент получения терминалов оплаты самозанятыми у нас в стране.


Как работают «Бременские музыканты»

Как столичный бизнесмен решил главную проблему уличных артистов

Фото: предоставлено пресс-службой проекта

Музыкант оставляет заявку на нашем сайте, в течение дня мы рассматриваем ее и связываемся с артистом или творческим коллективом. Дальше необходимо пройти процедуру регистрации как самозанятого – для этого достаточно скачать приложение «Мой налог» и пройти в нем регистрацию, весь процесс занимает не более пяти минут. Потом артист регистрирует электронный кошелек в системе «Яндекс.Деньги», после чего мы отдаем ему стойку для приема бесконтактных платежей, оснащенную мобильным терминалом от компании 2can. Все процедуры бесплатны. Терминал даем в безвозмездное и бессрочное пользование. Взаимодействие с терминалом максимально простое. На экране мобильного приложения, с которым связан терминал, и на самом терминале отображена фиксированная сумма, которую музыканты устанавливают при запуске – обычно 50 рублей. При желании в интерфейсе приложения можно ее удвоить, утроить или увеличить в пять раз. Прохожему достаточно приложить свою карту или смартфон для пожертвования, делать это можно сколько угодно раз.


О благотворительности и выручке

75% средств за минусом комиссии остается у музыканта, 25% средств уходит в фонд «Детские сердца». Музыканты с радостью соглашаются – люди они творческие, а значит, неравнодушные. По нашим оценкам, весь рынок музыкантов в Москве – это примерно 240 миллионов рублей в год. Наша задача в идеале – охватить 17,5 %. Чем больше людей по иному взглянет на благотворительность и в целом на музыкантов, тем шире будет эта история. Сейчас заработок артиста составляет от 5 до 15 тысяч рублей в день, в среднем – 10 тысяч. Таким образом, годовой объем этого рынка в Москве, по скромным оценкам, составляет 240 миллионов рублей.


О зарубежных аналогах

Подобная практика уже существует в Лондоне, там похожий проект запустила мэрия вместе с организацией Busk in London, представляющей интересы уличных артистов.


О том, почему наши музыканты – столичная достопримечательность

В столице ограниченное количество официальных мест, где можно играть: 36 площадок в рамках проекта «Уличный артист» и 33 – в метро в ведомстве «Московского продюсерского центра» (с которым мы хотели сотрудничать, но почему-то получили отказ). Но фактически их в два-три раза больше. Для некоторых музыкантов это не развлечение, а основная работа, поэтому количество таких площадок надо, конечно, расширять. Бронирование возможно только на два часа и не более одного раза в день, но в реальности официально удается выступить не больше двух раз в месяц. Так что музыканту приходится постоянно искать место, где он может выступать, и тратить время на переговоры с полицией, которая их прогоняет.

В свое время в Лондоне была созвана специальная комиссия, которая проводила конкурс и выдавала лицензию музыкантам, так что теперь их никто не тревожит и они спокойно играют. Может, стоит и нам перенять их опыт? Сейчас я веду переговоры с Федеральным агентством по туризму, чтобы уличные коллективы признали событийным туризмом, так у них будет больше прав. Наши талантливые музыканты – это колоссальное конкурентное преимущество с точки зрения туристического потенциала.


Что говорят сами музыканты

Дарья, вокалистка группы Port•R:
«На данный момент терминал дает прибавку процентов 20 к обычному заработку. Но дальше будет больше – это точно. К тому же появилась возможность помогать детям. Слушателям эта идея тоже нравится. Пока мы только учимся работать с новой техникой, да и люди еще не привыкли к музыкантам с терминалом.

К сожалению, много случаев столкновений с полицией. В основном, стражи порядка держатся в рамках, но бывало и хамство с угрозами. Московский продюсерский центр выделил официальные точки для выступления уличных музыкантов, но в большинстве своем они не очень удачно расположены – маленькая проходимость, есть много запретов, например, уровень громкости до 60 децибел, а для нормального коллектива это очень мало. Места выступлений никак не выделены (в метро для этого, например, есть наклейки на полу), нет возможности подключиться к электричеству. Из-за этих ограничений появляется масса хоть и логичных, но все-таки нарушений. А дальше все зависит от настроения и личного отношения полицейских. Мы пытаемся ни с кем не ссориться и не провоцировать жалобы от жильцов и работников на тех улицах, где играем. Пытаемся сделать так, чтобы всем было комфортно. Слушателей у нас собирается много, и они в такие моменты стоят до последнего, волнуются за нас, пытаются отвоевать наше выступление. Очень нас поддерживают и расстраиваются, когда мы уходим".

Маринэ, основательница проекта Deep Image:
«В нашей стране пока почему-то недоверчиво относятся к подобным видам благотворительности и, кстати, к уличным музыкантам тоже, хотя для Европы это абсолютно нормально. История с уличными музыкантами не отрегулирована. Есть сайт, на котором нужно оставлять заявки, но я столкнулась с тем, что он не имеет реальной власти – полиция все равно гоняет. Правда, недавно, когда я играла с терминалом, они подошли и спросили, есть ли заявка. А раньше просто прогоняли, и все».

*признан иноагентом Минюстом РФ

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости