Взять всё везде и сразу: в чем секрет успеха кинокомпании А24

Взять всё везде и сразу: в чем секрет успеха кинокомпании А24

Смотрели ли вы такие фильмы, как «Ведьма», «Солнцестояние», «Легенда о Зеленом Рыцаре», «Человек — швейцарский нож» и «Всё везде и сразу»? А также еще несколько десятков картин, произведенных знаковой кинокомпанией А24 — титаном американского независимого кино. В последнее время у этой небольшой, но очень гордой студии настоящий взлет: ее фильмы собирают «Оскары», их хвалит и продюсирует Мартин Скорсезе, а фанаты студии ждут каждый новый релиз с замиранием сердца. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, в чем секрет нью-йоркской компании, покорившей кинематограф.

12 февраля 2008 года в США закончилась первая в XXI веке забастовка сценаристов — тогда Голливуд потерял, по разным оценкам, до 2,5 миллиарда долларов прибыли. Одной из причин было отсутствие отчислений сценаристам и актерам с продажи фильмов на DVD-носителях и в интернете. Начавшаяся 2 мая года уже нынешнего аналогичная забастовка — отголосок событий 2007–2008-го: контракт между сценаристами и продюсерами, заключенный на 15 лет, истек, и первые взбунтовались. Что в 2008-м, что в 2023-м Голливуд в явном кризисе. Крупнейшие релизы если и не проваливались, то уж точно собирали не ту кассу, что от них ожидали. Простейшие примеры — сборы сиквела «Фантастической четверки», вышедшего в 2007 году (300 миллионов долларов — даже меньше, чем у первого фильма), тогда, и третьего фильма про «Человека-муравья» сейчас (475 миллионов — едва собраны два бюджета фильма, то есть минимальный порог).

Важно, что появление в 2012-м такой студии, как А24, произошло именно на фоне затянувшегося кризиса производства в Голливуде. Более того, компания трех Д — Дэниэла Каца, Дэвида Фенкеля и Джона Ходжеса — была создана в один год с фильмом, по сути, открывшим эпоху господства кинокомиксов в прокате (речь о «Мстителях» Джона Фавро). Символично, потому что, возможно, главная на данный момент инди-студия мира всегда и во всем противопоставляла себя традиционному Голливуду. Они даже находится не в Лос-Анджелесе, как принято в США у киношников, а в Нью-Йорке. Первоначально А24 занималась всего лишь дистрибуцией фильмов, но уже на этом этапе показала себя настоящим профи своего дела: вместо того, чтобы брать фильмы, которые легко прокатывать, она брала сложные релизы, для которых придумывала неординарные схемы пиара — и они в итоге работали.

Простой пример — первый успех А24 с фильмом «Отвязные каникулы» Хармони Корина. Комедия про группу молодежи, которая перебрала с запрещенными веществами на вечеринке, продвигалась с помощью заброшенной в интернет картинки-пародии на «Тайную вечерю», где вместо Иисуса и его апостолов восседали Джеймс Франко в роли наркоторговца, девицы в купальниках и рэпер Гуччи Мэйн. Эффект был закономерным: обсуждение религиозных аспектов такого пиара привело к аншлагу. Билеты на «Отвязные каникулы» буквально невозможно было купить, и менеджеры компании организовывали дополнительные сеансы. Другой пример — международный успех фильма «Из машины» Алекса Гарленда. Для него А24 сделала бота в Tinder, олицетворявшего главную героиню, искусственный интеллект Аву, которую можно было свайпнуть и пообщаться с ней об отличиях человека от робота, а заодно узнать и о самом фильме. Эти и другие неординарные решения студии (например, открытие настоящего ломбарда из фильма «Неограненные алмазы») принесли ей славу гениев рекламы. Экс-директор отдела маркетинга Warner Bros. Лорен Шварц так говорила о стратегии А24: «Когда у вас меньше денег, вам нужно поднять больше шума, чтобы выиграть».

Взять всё везде и сразу: в чем секрет успеха кинокомпании А24

«Из машины»/A24

С 2016 года А24 занялась производством собственных фильмов, и в этом ее тоже ждал большой успех — даже если вы, читая этот текст, до сих пор задаетесь вопросом «о ком вообще идет речь?», ее фильмы вы точно смотрели или хотя бы о них слышали. Как минимум благодаря последним успехам студии вроде триумфальной победы на «Оскаре» фантастической комедии «Всё везде и сразу», отхватившей сразу пять наград, включая номинации «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура». Более того, на последней церемонии и все актерские номинации тоже отошли к ним: помимо Мишель Йео, Ке Хюи Куана и Джейми Ли Кёртис, приз за лучшую роль взял Брендан Фрейзер за роль в «Ките», тоже спродюсированном А24. Вообще, «Оскары» актеры благодаря ролям в фильмах А24 получают удивительно часто — от Махершалы Али, взявшего свою первую статуэтку за «Лунный свет», до кореянки Юн Ё-джон, удостоившейся «золотого болванчика» за драму «Минари».

Взять всё везде и сразу: в чем секрет успеха кинокомпании А24

«Кит»/A24

Недаром, кстати, со своими проектами в A24 часто приходят актеры, решившие попробовать силы в режиссуре со смелыми проектами: от Джоны Хилла («Середина 90-х») и Джесси Айзенберга («Когда ты закончишь спасать мир») до Оза Перкинса, сына звезды «Психо» Энтони Перкинса, у которого с актерской карьерой не сложилось, зато он стал заметным автором хорроров. Кстати, с ужасами А24 тоже связывает очень многое: именно они в значительной степени ответственны за ренессанс жанра, пришедшийся на 2010-е. Из примитивной в глазах широкого зрителя категории низкопробного кино хорроры стали настоящим «возвышенным кино», как их называют фанаты. Такие фильмы, как «Ведьма» Роберта Эггерса, «Реинкарнация» Ари Астера и «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера, могут восприниматься по-разному, но факт в том, что их обсуждают, и обсуждают много и со вкусом. При этом А24 не чужда самоирония даже в таком мрачном жанре: например, в слэшере «X» Ти Уэста проводится остроумная параллель между фильмами ужасов и порнографией.

Взять всё везде и сразу: в чем секрет успеха кинокомпании А24

«Все страхи Бо»/A24

Шестнадцать премий «Оскар» в разных категориях, еще десятки наград и под сотню номинаций, производство страшно популярных сериалов («Эйфория» и свежий фаворит критиков «Грызня» — тоже их рук дело), отличные кассовые сборы для инди-кино и фирменный мерч, раскупаемый с сайта студии в одночасье, — в чем же секрет такого бешеного успеха? Возможно, дело в том, что боссы студии руководствуются принципом полной свободы, которую дают своим авторам. К ним можно прийти с самым странным предложением — как, например, это было с третьей картиной Ари Астера «Все страхи Бо», о которой мы, кстати, писали. Безумный фильм, который сам режиссер назвал «еврейским „Властелином колец“», просто невозможно представить себе в реалиях голливудского конвейера — такое кино зарезали бы на этапе задумки. A24, однако, позволила Астеру сделать все, что он хочет, — как он сам выразился, «она не лезет в ДНК фильма». Поэтому в ней столько смелости и какой-то свежести.

Фильмы студии отличает высочайший профессионализм — вы не найдете среди них совсем уж откровенной «артхаусной дичи», будто слепленной на коленке. В них всегда качественная цветокоррекция вкупе с фирменным вайбом: выразительная, контрастная картинка в пастельных тонах. В их фильмах играют лучшие актеры современности, которые раскрываются на полную катушку: Хоакин Феникс, Колин Фаррелл, Алисия Викандер, Тимоти Шаламе, Флоренс Пью и многие другие. В отличие от многих голливудских релизов, у вас не получится «раскусить» очередной фильм студии, просто посмотрев трейлер: она очень заботится, чтобы в кинотеатр вы пришли не со знанием сюжета, а, скорее, с необходимыми ощущениями. И вообще, ощущения — это то, что в первую очередь дают фильмы А24. Они могут быть разными: страх, радость, печаль, восторг, беспокойство, энтузиазм… Кинематограф всегда был аттракционом, который должен будоражить именно чувства (с чем у классического студийного кино в последнее время большие проблемы), и нью-йоркские умельцы отлично справляются именно с этим аспектом. За это их и любим.

Фото: кадры из фильмов «Всё везде и сразу», «Отвязные каникулы»

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

24 мая, 2023

Новости