Чем мы отличаемся от животных? Прочитайте отрывок из книги «Скрытая цивилизация»

Чем мы отличаемся от животных? Прочитайте отрывок из книги «Скрытая цивилизация»

В издательстве «Бомбора» вышла книга специалиста по поведению животных Карстена Бренсинга «Скрытая цивилизация. О сексе*, культуре, чувствах и зависимостях животных в дикой природе». В ней автор доказывает, что логическое мышление, общение и даже вредные привычки свойственны не только человеку, но также обезьяне и даже плодовой мушке дрозофиле. Публикуем отрывок из главы «Когда ты думаешь, что ты думаешь, то ты просто думаешь, что думаешь».

С этими словами проснулся воскресным утром я, гордый школьник. Играла музыка, родители были в прекрасном настроении, чемодан для пикника был собран, а «Траби» полностью заправлен. И хотя я не понимал песню Джулианы Вердинг, потому что она была о парне, который приставал к девушкам, игра слов показалась мне смешной. И это не удивительно, потому что в этом возрасте вы уже можете размышлять о своих мыслях (см. главу «Самосознание»). Но вы не волнуйтесь, я не посажу вас в «Траби» и не увезу в деревню, нет, я посажу вас в самолет, и мы полетим на Майорку, чтобы посетить набережную Эль-Ареналь. Именно там через каждые пару метров установлены стенды с тестами на интеллект. Место вполне располагающее, посетители расслаблены, и вряд ли кто-то из тех, что прошли тест, вернутся обратно. Получается, что на небольшом участке можно протестировать большое количество людей. Проверяется так называемая перманентность (постоянство) объекта. Для этого небольшой предмет помещают под один из трех наперстков, а наблюдатель должен запомнить, под какой именно. Затем экспериментатор перемещает наперстки, и испытуемый, наконец, должен сказать, под каким наперстком лежит предмет. Если у него получится, то он выиграет 50 евро и пройдет тест на перманентность объекта.

Люди начиная с двухлетнего возраста обычно легко справляются с такими заданиями. Но на набережной Эль-Ареналь никто этот тест так и не прошел, поэтому я подозреваю, что на самом деле исследования касаются устойчивости к разочарованиям.

Возможно, мошенничество местных жителей в Эль-Ареналь и не имеет ничего общего с научными экспериментами, но навыки, в которых мы уверены (а именно это заставляет людей участвовать в подобных аферах), — неотъемлемая часть нашего мозга. Мы способны хранить мысли, изображения или объекты в мозгу, даже если их больше нет. Без постоянства объекта возможны только самые простые мысли. Если мы действительно хотим понять, как думают животные, то сначала нам нужно понять, что такое мышление вообще. Известный французский ученый Жоэль Пруст создал для этого простую, но практичную модель. Она включает в себя всего четыре ступени.

На ступени А (стимул-ответ) животные способны воспринимать стимулы и реагировать на них. Например, если вы потыкаете улитку, она спрячет усики, а может быть, и все тело в раковину. Улитка не может повлиять на такую реакцию. И хотя частые раздражения приведут к адаптации и снижению силы реакции, смысл останется прежним. Существует внешний стимул, который ведет к последующей реакции. Даже если это кажется простым, этот механизм может контролировать многое. Это может быть поиск еды или сексуального партнера, защита от врагов или вредных воздействий извне.

На ступени В (протопредставление) впервые создается образ окружающей среды. Это уже не просто стимул, повлекший за собой реакцию. Скорее, со стимула начинается процесс обработки. Объект, вызвавший стимул, представляется мысленно. Это называется просто представлением (или первичным представлением). Термин, возможно, не идеален — все-таки мысленно мы либо что-то представляем, либо нет. Как можно представить что-то заранее? Но это слово показывает, что именно от внешнего стимула зависит представление и оно, получается, не чисто умственное.

В принципе при протопредставлении нужна проверка еще одним надежным органом чувств. Если мысленные представления от двух сенсорных систем совпадают, вероятность неверной интерпретации ниже. Взгляд на шуршащие кусты определит, дрозд там или пантера. Так что это своего рода механизм контроля. Так как это представление фиксируется мысленно, объект, вызвавший стимул, приобретает определенную мысленную перманентность. Тут кроется еще одно преимущество, для хищников это довольно практичная штука. Представьте, что ваша добыча исчезла за деревом. Если бы не перманентность объекта, хищник в эту же секунду забыл бы, на кого охотился. Но благодаря мысленному образу хищник знает, что добыча не могла исчезнуть, и пойдет ее пугать. Именно поэтому многие животные не так уж и плохо играют в наперстки.

Ступень С (формирование категорий) немного более сложна. Тут животным нужна способность формировать категории. Может быть, вы еще помните про беседочниц? То, что птичка собирает только предметы синего цвета, возможно, только если у нее есть отдельная категория для синего. Нужно помнить про собирание синих объектов без внешних стимулов. С точки зрения постоянства объекта это огромное достижение, потому что птица должна все время мысленно сохранять категорию для синих объектов. Когда вы думаете о синих предметах, вы думаете прямо сейчас о том же самом. Нет никакой разницы ни в модели, ни, вероятно, в реальности. Если животные, такие как наши синицы, могут различать сигнал тревоги и сигнал приманки, то эти звуки также имеют постоянство объекта и упорядочены по категориям.

Это относится и к голубям, которые различают изображения мужчин и женщин. Они также способны отличить одну виноградину от другой, но при этом понимают, что две одноцентовые монеты являются идентичными объектами.

Есть даже животные, которые могут отличить Моне от Пикассо. Вы можете подумать, что это не так уж и сложно, но вы удивитесь, насколько мало то животное, которое может это сделать. Категории очень полезны, потому что помогают сократить усилия на сравнения и вычисления в уме и помогают быстро принимать решения.

Ступень D — это полное ментальное представление. Тут уже мысленные образы не связаны с первоначальным стимулом. С ментальными представлениями можно обращаться как угодно. На этом этапе мне доступно так называемое метасознание. Так что я могу размышлять о своих собственных мыслях и, например, изменить принятые решения или выяснить, что я чего-то не понимаю и где мне нужна дополнительная информация. Это здорово, что у меня в руках есть стратегия, позволяющая достичь целей, к которым я не могу прийти напрямую. Кто хоть раз слышал от своего оппонента возглас «Шах!», поймет, что я хочу сказать, потому что благодаря метасознанию он может сразу понять, что где-то допустил ошибку.

Этой ступенчатой моделью можно описать и экспериментально проверить все мысли на нашей планете. Постоянство объекта можно проверить той же игрой в наперстки. При этом часто используется классификация уровней (этапов) развития известного швейцарского возрастного психолога Пиаже, который изучал психологию детей. Чтобы не слишком вам надоедать, я сконцентрируюсь только на четвертом, пятом и шестом уровнях его классификации.

На четвертом уровне по Пиаже животные могут найти кусок еды, который положили под один из наперстков. Вы берете в руку кусочек еды, поднимаете один из наперстков и кладете под него еду, затем разрешаете животному решить, под каким наперстком ее искать. Звучит просто, но для этого животному нужно хотя бы одно протопредставление, потому что без мысленного образа стимул просто исчезает, когда еда скрывается под наперстком. Без протопредставления животное будет искать под каждым наперстком. Человеческие детеныши овладевают этой способностью примерно к одному году.

Насколько хорошо развито протопредставление, становится заметно, когда наперстки перемещают, как это делают наперсточники. Если животное может уследить за перемещениями, то оно достигло пятого уровня Пиаже. Человеческие дети достигают его к 12–18 месяцам. Среди животных этот тест успешно прошли, например, голуби, сороки, собаки, кошки и некоторые виды приматов, например капуцины и резусы.

На шестом уровне Пиаже награда скрыта, то есть перед одним из наперстков стоит какой-то экранирующий предмет. Вы показываете испытуемому, что поощрение у вас в руке. Далее вы сжимаете руку с угощением и прячете ее за экраном, потом снова показываете испытуемому руку, но уже пустую. После этого вы убираете экран и даете объекту исследования возможность найти угощение под одним из наперстков. Если вы прячете награду под один из наперстков незаметно для объекта и демонстрируете пустую руку, то тот, кто владеет этим уровнем постоянства объекта, сразу начнет искать под тем наперстком, которого не было видно. Насколько известно, этим уровнем овладели только виды человекообразных обезьян, серые попугаи, галки, сороки и попугаи кеа. Мы, люди, достигаем этого уровня примерно к двум годам и поэтому свято верим, что выиграем в такую простую игру, как наперстки. Если у вас есть способность постоянно держать в голове объект в виде мысленного образа, то вы тоже будете так думать. Когда мысли можно разумно сочетать друг с другом, то можно говорить о логическом мышлении.

* 18+.

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости