Как появилось кино? Прочитайте отрывок из книги «24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры»

Как появилось кино? Прочитайте отрывок из книги «24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры»

В издательстве «Эксмо» вышла книга лектория Level One «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры». В ней киновед Олег Грознов рассказывает, как зародилось это искусство и каким образом от пародий Братьев Люмьер оно дошло до современных блокбастеров. Публикуем отрывок из первой главы.

Кино стало искусством не сразу. Сначала оно было лишь технической новинкой, средством заработка и развлечением для самой непритязательной публики, сродни площадному театру или балагану.

Первые шаги

Предков у кинематографа множество. Например, laterna magica (или волшебный фонарь), по легенде, появившийся еще в Средние века, а на самом деле изобретенный в конце XVII столетия великим голландским ученым Христианом Гюйгенсом. Аппарат этот был устроен просто. Внутри его горела свеча. Свет от пламени выходил наружу через отверстие, снабженное объективом, и падал на стену. Между свечой и объективом помещались стеклянные пластины с нанесенными на них изображениями. Проходя сквозь пластины, свет переносил картинки на поверхность стены, отчего они выглядели как раскрашенные тени, застывшие в световом круге.

В конце XIX века изобретатель и художник Эмиль Рейно создаст на базе волшебного фонаря куда более хитроумное приспособление. В частности, он заменит стеклянные пластины на желатиновые и соединит их друг с другом так, чтобы они образовывали ленту (наподобие кинопленки). Каждую из пластин Рейно будет собственноручно покрывать изображениями, кадр за кадром создавая мультфильмы (длиной до 15 минут). Свое изобретение Рейно назовет оптическим театром. На протяжении нескольких лет его забавные и изящные фантазии («Бедный Пьеро», 1892 г.; «Вокруг пляжной кабинки», 1894 г.) будут вызывать восторг у парижской публики. Однако появление синематографа братьев Люмьер разорит Рейно. С горя изобретатель утопит аппарат и почти все мультфильмы в Сене.

Рейно с полным правом можно назвать «дедушкой мультипликации». А вот почетный титул «дедушки кинематографа», безусловно, принадлежит англичанину Эдварду Майбриджу. Титул достался ему при следующих обстоятельствах: Как гласит легенда, в 1878 году Майбриджа — к тому времени уже известного своими экспериментами в области фотографии — пригласили разрешить спор трех богатых американцев. Один из них — коннозаводчик — пытался доказать своим приятелям, что во время езды галопом лошадь хоть на мгновение, но отрывает от земли все четыре ноги. Приятели с таким утверждением согласиться отказались и предложили держать пари. На кон были поставлены немалые деньги. Чтобы рассудить, на чьей стороне правда, решили прибегнуть к помощи фототехники. Именно тогда на сцене появился Майбридж. Имел ли спор место в реальности — большой вопрос, однако доподлинно известно: изучая особенности лошадиного аллюра, экспериментатор впервые в истории смог заснять (сфотографировать) движение. Для этого он расставил вдоль трека, по которому предстояло скакать лошади, 12 фотоаппаратов. В результате у него на руках оказались снимки, запечатлевшие различные фазы бега лошади. На некоторых снимках было видно, что ноги животного иногда действительно не касаются земли! Коннозаводчик выиграл деньги...Отталкиваясь от открытий Майбриджа, ученый из Франции Этьен- Жюль Маре изобрел фоторужье, позволявшее снимать движущееся объекты со скоростью 12 кадров в секунду. Позже Маре разработал на основе фоторужья хронофотограф, первый вариант которого, по словам историка кино Жоржа Садуля, напоминал пляжную кабинку на колесах, а вот второй по виду уже был близок к кинокамере.

Одновременно с Маре один из первых киносъемочных аппаратов разработал Луи Лепренс. С помощью своего изобретения Лепренс снял три коротких фильма (первый в их числе — «Сцена в саду Раундхэй», 1888 г.). Возможно, именно Лепренс мог войти в историю как «отец кино», однако триумфу помешало его таинственное исчезновение. Изобретатель пропал без вести во время поездки из Дижона в Париж. До сих пор никто не знает, что с ним приключилось. Версии выдвигаются самые разные — похищение, убийство, самоубийство и т. д.

Некоторые считают, что Лепренса устранил его могущественный конкурент — Томас Эдисон. Оснований для обвинения нет никаких, кроме того, что Эдисон тоже занимался созданием съемочного аппарата.

В отличие от Лепренса, Эдисон работал не в одиночку, а при участии сотрудников своей обширной лаборатории. Ключевую роль в этой сложной и кропотливой работе исполнил талантливый помощник мастера — Уильям Диксон. При его непосредственном участии были собраны и опробованы два устройства — кинетограф и кинетоскоп.

Кино до кинематографа

Кинетограф — ближайший предок камеры. В 1891 году с его помощью был снят трехсекундный фильм «Приветствие Диксона», в котором Уильям Диксон на мгновение появляется в кадре, держа в руке шляпу-канотье. Посмотреть ролик на большом экране в то время не представлялось возможным. Этот и другие фильмы Эдисона демонстрировались публике в индивидуальном порядке — посредством кинетоскопа. Данный аппарат представлял собой некое подобие высокой тумбы с приделанным к ней окуляром. В корпусе кинетоскопа располагалась пленка. Сквозь окуляр можно было заглянуть внутрь устройства и, таким образом, стать единственным зрителем фильма.

Эдисон, как известно, был чрезвычайно предприимчивым человеком. Он тут же принялся распространять кинетограф и кинетоскоп по всему миру (естественно — на коммерческой основе). Диксон тем временем проводил все новые технические и творческие эксперименты. Например, создал первый звуковой фильм, в наши дни известный под названием «Экспериментальный звуковой фильм Диксона» (1894 или 1895 г.). Звук для него записывался (и позже воспроизводился) при помощи другого изобретения Эдисона — фонографа. Несколько позже был выпущен первый цветной фильм — «Танец Лои Фуллер» (1895 г.). Правда, цветным его можно назвать с некоторой натяжкой. Фильм снят на черно-белую пленку лишь затем раскрашен вручную.

Несмотря на бурную деятельность и крупные успехи Эдисона и Диксона, сегодня этих пионеров кино периодически оставляют за бортом истории. В соответствии с традицией и отнюдь не безосновательно «изобретение кино» приписывается братьям Люмьер.Несмотря на бурную деятельность и крупные успехи Эдисона и Диксона, сегодня этих пионеров кино периодически оставляют за бортом истории. В соответствии с традицией и отнюдь не безосновательно «изобретение кино» приписывается братьям Люмьер.

Фото: «Эксмо»

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

10 июня, 2023