Богомолов на Малой Бронной, кризис обоих МХАТов и запуск первого театра-приложения: театральный критик Антон Хитров рассказывает, чем запомнится московский театральный сезон 2018-2019.
Фото: Александра Иванишина / Вконтакте
В прошлом году в обоих Художественных театрах сменились руководители: в МХТ имени Чехова на место умершего Олега Табакова пришел создатель «Студии театрального искусства» Сергей Женовач, а во МХАТе имени Горького несменяемую, казалось бы, Татьяну Доронину сменил пассионарный продюсер Эдуард Бояков.
Первое назначение скорее смущало: Табаков не боялся рисковать и любил разный театр, а вот Женовач производил впечатление худрука, который будет гнуть одну линию, – вполне пристойной, но скучной академической режиссуры. Зато второе – обнадеживало: в здании на Тверском бульваре десятилетиями не происходило ничего сколько-нибудь содержательного, зал заполнялся в лучшем случае наполовину, поэтому энергичный реформатор вроде Боякова казался совершенно необходимой фигурой.
Что мы получили в итоге? За последний сезон ни та, ни другая площадка не выпустила ни одной по-настоящему удачной работы (кроме разве что «Сережи» Дмитрия Крымова, задуманного еще при Табакове). Женовач разорвал сотрудничество с Константином Богомоловым – лучшим режиссером «табаковского» призыва – и поставил довольно блеклый спектакль по булгаковскому «Бегу», а у Боякова вышло четыре премьеры – и ни одна принципиально не отличается от старого «доронинского» репертуара.
Для карьеры Богомолова последний сезон был особым: режиссер дебютировал на ТВ с неплохим сериалом «Содержанки», выпустил пять премьер, среди которых был как минимум один шедевр – «Слава» в петербургском БДТ, а в мае наконец-то получил место худрука, хотя, по-хорошему, это должно было случиться лет пять назад.
Не все талантливые режиссеры могут возглавлять репертуарные театры, но Богомолов с этой должностью точно справится. Он уделяет артистам больше внимания, чем кто бы то ни было из его коллег, умеет завоевать их доверие и вывести на новый уровень – значит, сработается с труппой; с удовольствием берется за бродвейские комедии и актерские бенефисы, которые в его руках превращаются в умный современный театр, – значит, и с кассой найдет общий язык.
В общем, новость отличная, с какой стороны ни посмотри: у самого интересного российского режиссера будет собственная команда, а приличный, но невзрачный театр вернет себе прежнюю лидерскую позицию.
Идеальный театр интроверта: позволяет смотреть спектакли в полном одиночестве в любое удобное время. По идее, можно даже не выходить из дома, а просто скачать приложение (вот ссылка для iOS, а вот – для Android), заплатить 379 рублей и послушать трек. Но лучше все-таки добраться до нужного места и пойти по маршруту: любая постановка «Мобильного художественного театра» – это звуковая дорожка плюс город.
Руководитель проекта, журналист Михаил Зыгарь*, воплотил идею, которая витала в воздухе: в последние лет десять мы видели немало спектаклей для одного зрителя, спектаклей-прогулок и даже спектаклей-аудиогидов – следующим логичным шагом как раз было приложение, открывающее вам круглосуточный доступ к контенту. «Мобильный художественный театр» не планирует ограничиваться одним городом и даже одной страной, но пока работает только в Москве – и спектакли тоже делает так или иначе о Москве.
Лучшая на сегодня премьера – «Свинарка и пастух» по сценарию журналиста Валерия Панюшкина. Простодушная музыкальная комедия Ивана Пырьева, которую снимали на только что построенной ВДНХ, – для театра повод порассуждать об искусстве сталинской эпохи и о тех, кто его создавал. Гидом по московскому социалистическому Версалю становится Чулпан Хаматова, а роли современных свинарки и пастуха примеряют на себя актеры «Гоголь-центра» Ян Гэ и Один Байрон.
Будущее театра за независимыми командами, и проект Михаила Зыгаря* – не единственное подтверждение. Просто перечислим лучшие премьеры московского сезона:
«28 дней» Юрия Муравицкого и Светланы Михалищевой в «Театре.doc»: эталон феминистского театра и почти наверняка первый российский спектакль о менструации. «Правдивая и полная история Джека Потрошителя» под авторством «Театра взаимных действий» – команды художников без режиссера: умная и изобретательная бродилка о роли маньяков в поп-культуре. «Мам, привет» Вики Приваловой: интерактивный спектакль-инсталляция об отношениях миллениалов с матерями. «Время, которое» Семена Александровского: захватывающая радиопостановка о сталинских репрессиях, которую нужно слушать в конкретном месте – в библиотеке Союза театральных деятелей. «Право на отдых»: документальный спектакль об Александре Галиче, толковый режиссерский дебют артистов-«брусникинцев» Сергея Карабаня и Игоря Титова в той же библиотеке. И, наконец, «В.Е.Р.А.»: сольная работа Карабаня о поэтах-шестидесятниках в Центре Вознесенского, самый честный спектакль об оттепели, который только можно найти в Москве.
Строго говоря, он и не уходил. Режиссер умудрялся руководить театром и даже делать спектакли из-под домашнего ареста, общаясь со своей командой через адвоката. В декабре «Гоголь-центр» выпустил отличную премьеру под названием «Барокко», где Серебренников выступал драматургом, постановщиком и художником – при том, что на репетициях не бывал ни разу. И все же замена ничем не оправданного домашнего ареста на подписку о невыезде – однозначно самое счастливое событие сезона. Лучше может быть только оправдательный приговор для режиссера и всех его коллег.
*признан иноагентом Минюстом РФ
Читайте также
30 июля, 2019