Как велокультура появилась в Москве и что происходит с ней сейчас? Узнали у экспертов

Как велокультура появилась в Москве и что происходит с ней сейчас? Узнали у экспертов

Сейчас на «Хлебозаводе» идет выставка «Как это все закрутилось» о велокультуре и ее истории. По этому случаю мы вместе с экспертами решили узнать, как в далекие 1860-е зарождалось это движение в Москве и что с ним происходит прямо сейчас — где искать друзей и как стать частью большого сообщества.


О прошлом


Как велокультура появилась в Москве и что происходит с ней сейчас? Узнали у экспертов
Олег Газизов
куратор выставки Музея транспорта Москвы «Как это все закрутилось»

Об истоках велокультуры Москвы

Первые велосипеды появились в Москве еще в 1860-е годы, спустя пару лет после их дебюта в Санкт-Петербурге. Большинство моделей завезли из Европы, где они уже были популярны. Сначала российские мастера просто копировали иностранные велосипеды. А в 1893 году в Москве появилось первое собственное производство великов, а еще множились компании по импорту моделей из Англии, Франции и Германии.


О первом велосипеде столицы

Как велокультура появилась в Москве и что происходит с ней сейчас? Узнали у экспертов

Mos.ru

Первые московские велосипеды были из дерева и металла, в народе их прозвали «костотрясами». Конструкция была типа «паук» — с огромным передним колесом и небольшим задним. Сложно сказать, в каком именно году в Москве появился первый велосипед, но один из самых ранних точно принадлежал графу Шереметеву. Его выставляли в музее-усадьбе «Останкино».

Экспонаты 1930–1990-х годов из коллекции Музея транспорта Москвы сейчас есть на выставке «Как это все закрутилось». Помимо известных моделей «Школьник», «Прогресс», «Турист» и «Кама», здесь можно найти редчайшие профессионально-спортивные «Тахион» и МД-1 Московского велозавода. Еще на выставке есть складной велосипед СКИФ. У него интересная и милая история: его зовут Мефодий, и он принадлежал велолюбителю, который катался на нем еще в 1978 году.


О самых известных велосипедах в СССР

Как велокультура появилась в Москве и что происходит с ней сейчас? Узнали у экспертов

Сначала популярными были велосипеды «Прогресс» и «Турист», но к 1970–1880-м лидерство захватили модели с низкой рамой — «Кама», «Десна» и «Салют». Такую конструкцию было проще регулировать по высоте, поэтому она подходила и взрослым, и детям.


О настоящем


Как велокультура появилась в Москве и что происходит с ней сейчас? Узнали у экспертов
Павел Алехин
основатель проекта FreestyleShow, профессиональный маунтинбайк-атлет и чемпион России по велоспорту-BMX

О носителях велокультуры

Чтобы стать частью велокультуры, просто купить велосипед недостаточно. Нужно часто кататься по городу и любить свой двухколесный транспорт. Хотя некоторые предпочитают оставаться в числе наблюдателей — по зрелищности велосоревнования не уступают футбольным.


О том, где собираются велосипедисты

Я и другие представители ВМХ встречаемся в скейт-парках и официальном дерт-парке на Яузе. Обо всех можно узнать на тематических ресурсах — в мессенджерах и соцсетях. После чего можно вступить в велосообщество и стать его частью. Велокомьюнити очень открытое! И практически ежедневно в Москве проводят велозаезды и веловстречи.


О велокафе

Как велокультура появилась в Москве и что происходит с ней сейчас? Узнали у экспертов

Кафе «Салют»

Как велокультура появилась в Москве и что происходит с ней сейчас? Узнали у экспертов

Кафе «Борис Сонный»

В Москве велокафе стали очень популярными, и сейчас они интересуют не только тех, кто катается. Людям просто нравится приходить в такие места и контактировать с велокультурой. Самые знаковые — бар «Энтузиаст», кафе «Салют», «Борис Сонный» и Rébellion Clubhouse.


О языке, стиле одежды и фишках велолюбителей

Можно легко отличить велосипедиста по его одежде и типу велосипеда. Это могут быть по-деловому одетые москвичи на городских велосипедах с расслабленной посадкой и открытой рамой, спортсмены на шоссейных моделях и в специальной аэродинамической экипировке, любители BMX на маленьких велосипедах и в модных кроссовках, хипстеры на винтажных моделях, цвет которых идеально сочетается с луком. А умелого городского велосипедиста легко отличить по знанию и соблюдению ПДД, использованию жестов для поворота, остановки и других маневров.


О велотандемах

Я один раз катался на велотандеме (велосипеде с двумя сиденьями и больше), было весело. Это скорее экзотика на один раз. Все-таки велосипед — личный транспорт.


О веломарафонах и их влиянии на велокультуру

Я как человек, который занимается организацией экстремальных шоу, уверен, что крупные веломарафоны развивают велокультуру и несут ее в массы. Часто дети именно после увиденного просят свой первый спортивный велосипед у родителей и решают заняться BMX.

Фото: Музей транспорта Москвы

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости