Погружаемся в мрачные писательские миры, где сверхъестественные события — это серые будни для таких непохожих друг на друга героев. Повод есть: в ближайшее время, согласно кельтским поверьям, открывается дверь в мир мертвых. В подборке — книги для самого мистического настроения.
Рэнсом Риггз коллекционировал старинные фотографии — на многих из них были дети с пустыми глазами и в старомодной одежде, они смотрели прямо в объектив. Черно-белые, выцветшие и слегка мутные — эти карточки выглядели по-настоящему жутко. Со временем Риггз начал обрисовывать прошлое каждого из «странных» людей на фото — так и получилась история о мальчике, который отправляется в заброшенный приют, чтобы понять, кто он на самом деле. Это как складывать рассказ из уже существующего каста — у каждой фотографии есть свои особенности, и у автора получилось докрутить их до полноценных суперсил. Так и вышло, что в книге черно-белые фото — это не просто иллюстрации, а равноценная часть повествования.
Шестнадцатилетнему Джейкобу дедушка рассказывает о далеком приюте на Уэльском острове — там живут невидимка, девочка, которая управляет огнем, мальчик, воскрешающий мертвых, и другие «странные» дети. Джейкоб отправляется на поиски тайного мира людей со сверхъестественными способностями, а на пути его ждут опасные приключения. Книга во многом подростковая (но не стоит это воспринимать как «несерьезная»), и у истории есть довольно мрачный бэкграунд — дети живут в городке, на который была сброшена бомба во время войны. Все жители погибли, и только временная петля охраняет обитателей приюта от внешнего мира. Петля также защищает их от пустот — гуманоидных существ с целой пастью щупальцев, которые пожирают странных существ. В общем, это мрачное, но в то же время развлекательное чтиво с жуткими монстрами и впечатляюще любопытными персонажами.
Что бы вы спросили у графа Дракулы, если бы могли взять у него интервью? Готический роман Брэма Стокера — это одно из первых произведений, где вампир, в отличие от фольклора, не труповидная нежить, а аристократ, силач, алхимик и просто граф с огромным замком. «Дракула» — это классика, которая сейчас, пожалуй, немного зачерствела — эпистолярный жанр, совсем неспешное повествование и неточности (например, в 1897 году еще не знали, что есть разные группы крови, поэтому ее там переливают как придется). С «Дракулы» все начиналось, но в мире вампирской литературы есть более свежая классика жанра — «Интервью с вампиром», и эта книга тоже проложила путь гигантам подростковой литературы. Во многом благодаря роману Энн Райс сегодня мы представляем вампиров как собирательного Эдварда Каллена из «Сумерек» — с белой лоснящейся кожей и таинственным взглядом.
Роман «Интервью с вампиром» был написан в 1976 году, у него есть экранизация с Томом Крузом и Брэдом Питтом. Главный герой Энн Райс далек от злобного и убийственно соблазнительного Дракулы — вместо этого писательница создает «вампира с душой». Луи (так его зовут) дает интервью молодому репортеру Дэниелу — о том, как он стал вампиром и кто его обратил, о своем горе, гневе, страхах и ненависти. Это исповедь «ненадежного рассказчика» — Луи вспоминает, как мечтал, чтобы все его проблемы после смерти брата исчезли, а он мог бы властвовать в мире смертных, когда обретет силы самого дьявола. Оказалось, что вечная жизнь добавляет только больше проблем. Самая пугающая часть истории — про Клаудию, которую обратили еще в четыре года. У нее не было настоящих воспоминаний о том, как она была человеком, и никаких реальных связей с людьми, которые могли бы рассказать ей о сострадании. Так что маленькая Клаудия — самая жестокая из всех.
Повествование неспешное, сюжетных поворотов вроде «у него все это время был брат-близнец» вы не найдете. Энн Райс не пытается напугать своего читателя страшилками перед сном — скорее, этот роман стоит почитать ради атмосферы Нового Орлеана, населенного прекрасно одетыми вампирами. Роман небольшой, всего около 300 страниц — такой можно освоить за пару-тройку долгих серых вечеров.
«Коралина» — это «Зазеркалье» Льюиса Кэрролла в самых мрачных тонах. Книга считается детской, но, как в случае многих других детских книг, она становится гораздо более сложной, если вы решитесь прочитать ее во взрослом возрасте. Это страшная сказка о том, что, даже несмотря на сложные отношения, люди по-прежнему могут продолжать любить друг друга — как бы вам ни казалось, что близкие вас не слышат.
Начинается все с того, что маленькая Коралина переезжает — в новой квартире ее семьи 21 окно и 14 дверей. Тринадцать дверей открываются и закрываются. Четырнадцатая заперта, а с другой стороны только кирпичная стена, но однажды стена исчезает. Так девочка обнаруживает зеркальный мир — поначалу ей кажется, что другие мама с папой любят ее куда больше. Чем дальше движется повествование, тем более странным и тревожным оно становится, а девочке придется быть очень смелой, чтобы вернуться к настоящим родителям.
Небольшая сказка очень похожа на фильмы Тима Бёртона, хотя экранизировал ее другой режиссер — Генри Селик. Для любого взрослого эта книга — возвращение в утраченный мир, когда казалось, что если быть достаточно сильным и храбрым, то станет возможно все. Язык книги довольно прост и соответствует сюжету — никаких толстовских предложений тут нет. В общем, «Коралина» — это такая мрачная сказка, которую стоит почитать вслух.
Это дебютный роман автора — экзистенциальная шутка в грустных тонах и с действительно смешной предпосылкой. Герой устал от праздной жизни, ему попросту скучно, так что по ходу повествования он все более теряется между реальностью и фантазией, пытаясь сбежать от напряжения, которое в нем только нарастает. У Джо Хилла есть чуть более известная работа — «Рога», в ее экранизации снимался Дэниэл Рэдклифф.
Стареющая звезда хеви-метала покупает через интернет костюм с привидением. Конечно, он в это поначалу не верит — для него это все шутки. У рокера есть коллекция странных артефактов, и эта новая вещица, как ему казалось, отлично бы в него вписалась. Жаль, что призрак настоящий и он совсем не хочет становиться частью жуткого музея бывшей звезды. Читается роман быстро и легко, у автора, скорее всего, получится удержать ваше внимание на протяжении всей книги. Сама «Коробка в форме сердца» пугает не особенно — все благодаря юмористической завязке и довольно резвому повествованию, но в ней поднимается много экзистенциальных проблем, так что погрустить, возможно, все же придется.
Новеллы Вашингтона Ирвинга завораживают и пугают с самых первых строчек, но все же это не хорроры в современном понимании, а скорее мистические рассказы. Призраки, таинственные клады и сделки с дьяволом — «Легенда о Сонной Лощине», пожалуй, самая известная из них.
Это повесть о таинственном Всаднике без головы, самом печально известном призраке среди жителей маленького городка. Они поговаривали, что это дух солдата, которому во время «какой-то безымянной битвы» снесло голову шальным пушечным ядром. И конечно, с тех пор его призрак носится по городу в поисках своей утраты. По мотивам повести Тим Бёртон снял фильм, но сюжет в экранизации отличается. В книге главный герой — худощавый школьный учитель, очень суеверный и одержимый тягой ко всему сверхъестественному. Он действительно твердо верит в колдовство и тому подобное. И не зря, ведь тут все по-настоящему и никаких разоблачений в конце.
У автора более усложненный слог, но тем не менее короткие повести читаются быстро и на одном дыхании — такой классический вечер страшилок стоит провести за чашечкой английского чая.
Текст: Елизавета Малинина
31 октября, 2023