Это как раз тот случай, когда самый старый не значит отсталый, занудный или ветхий. Уже больше 100 лет кинотеатр «Художественный» держит планку модного киноместа и является ньюсмейкером, подбрасывая все новые информационные поводы.
А началось все в конце XIX века. Тогда в Москве впервые стали демонстрировать движущиеся картинки. Дебютная съемка в Первопрестольной — коронация Николая II — оказалась бестселлером. Вот только крутили эту ленту, как и многие последующие фильмы, где придется. Для сеансов предшественники современных прокатчиков арендовали театральные залы, просторные комнаты дворянских и купеческих усадеб, а порой и просто натягивали простыню прямо посреди двора. И даже на такие кустарные показы люди шли с большой охотой. Сидели на неудобных лавках, ютились в сомнительных помещениях, отмахивались от насекомых и восхищенно вглядывались в мигающий экран. Антрепренеры же потирали руки, подсчитывая прибыль, и о комфорте зрителей особенно не заботились. Действительно, зачем тратить деньги на дополнительные удобства, если на синематограф и без этого ажиотаж?
1912 год/Cinema1909.ru
Первым в Москве эту коммерческую формулу решил нарушить предприниматель Альберт Брокш. Для киносеансов он задумал выстроить специальное здание. По его заказу на площади Арбатские Ворота архитектор Николай Благовещенский спроектировал и возвел настоящий дворец на 450 зрительских мест — с куполом, лепниной, скульптурами и колоннами. Правда, в таком виде здание уже никто и не помнит — даже фотографий в архивах пока не нашлось, остались лишь авторские чертежи и эскизы. И дело не в короткой памяти обывателей, а в стремительно меняющихся условиях и потребностях. Комфортный кинотеатр оказался настолько популярным, что всем желающим попасть на сеансы попросту не хватало места. Буквально через пару лет после открытия заведения Брокш задумал перестройку здания в соответствии с выросшими объемами бизнеса и изменившимся статусом сферы кино.
Во втором десятилетии XX века индустрия была уже не той, что 20 лет назад. От уровня дергающихся, нечетких изображений кино уверенно шагнуло на ступень модной и передовой сферы. Оборудование стало более совершенным, появились первые киностудии, возникла когорта профессиональных звезд экрана. А сами фильмы с сюжетами, костюмами, декорациями претендовали на отдельный вид искусства, составляя конкуренцию спектаклям. Все это и должен был воплотить в себе новый кинотеатр. Для начала Брокш произвел ребрендинг, переименовав заведение в электротеатр «Художественный», а затем пригласил архитектора, который с «Художественным» уже работал. Речь о знаменитом и крайне популярном в то время Федоре Шехтеле. В 1902 году он выстроил здание для МХТ в Камергерском переулке, теперь пришел черед создать храм целлулоидного искусства.
1949 год/Pastvu.com
Трендсеттер Шехтель сам всегда был на гребне архитектурной моды. Он одним из первых в Москве обратился к стилю модерн и вывел его на мировой уровень. Теперь же мастер был увлечен античными формами. Потому кинотеатр Шехтеля получился в духе неоклассики: ровные, лаконичные линии, легкая строгость фасада, бог Солнца Гелиос и богиня Луны Селена на колесницах в виде барельефов. Изначально зодчий планировал установить по краю крыши несколько скульптур в древнегреческих хитонах, но на них расчетливый Брокш решил сэкономить. Зато на отделку интерьеров не поскупился — стильное фойе с роялем, фонтаном и площадкой для музыкантов, развлекавших публику перед сеансом. И конечно, новый, просторный зал с балконом, вмещавший 900 зрителей.
Открытый в 1913 году обновленный «Художественный» стал событием, первым в его длинной биографии. Ведь после революции национализированный кинотеатр не ликвидировали — в нем устраивали собрания, читали лекции и, конечно, крутили фильмы. В 1926-м место получило важный статус — премьерного зала. Поводом для этого стал первый показ ставшего легендарным «Броненосца „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна. Тогда специально к событию прямо на фасаде здания разместили гигантский макет корабля, который идеально вписался между входом и выходом кинотеатра. С того момента и по сей день это пространство используется для афиш сеансов. Причем со временем они модернизировались: от крупногабаритных конструкций — к большим ватманам, а от них — к современной LED-панели, на которой лампочками высвечивается название фильма.
1961 год/Pastvu.com
Премьера первого звукового фильма «Путевка в жизнь» тоже состоялась тут. В 1931 году, когда стало понятно, что будущее именно за такими лентами, решили демонтировать оркестровую яму и распустить музыкантов, в режиме онлайн создававших звуковое сопровождение немым картинам. За счет освободившегося пространства увеличили количество посадочных мест, ведь к тому моменту кино для массового советского зрителя стало не только живой цитатой Ленина про важнейшее из искусств, но и любимым, а также очень понятным видом досуга. Неудивительно, что первую отечественную цветную ленту «Груня Корнакова» (1936) тоже впервые показали именно в «Художественном».
Очередная трансформация ставшего к тому моменту уже культовым здания случилась в 1955 году. Его переоборудовали под первый в стране широкоэкранный кинотеатр. Восторг зрителей был таким ярким, что многие даже не заметили, как в то же самое время с фасада исчезли изображения античных божеств с колесницами и прочая лепнина. Их вернули на место три года назад, во время первой масштабной реставрации исторической постройки. Теперь внешне «Художественный» выглядит ровно так же, как в 1913-м, а вот внутри… Внутри снова революция. Это уже не только кинотеатр, а модное «третье место» — пространство, в котором можно, например, полистать библиотечные книжки, погрузиться в парфюмерные ароматы, выпить бокал интересного напитка и просто поужинать. И конечно, кино, как и 110 лет назад, смотреть здесь максимально комфортно.
Текст: Виталий Калашников
Читайте также
11 ноября