В этом году московский художник и архитектор Константин Путинцев отметил юбилей — в ноябре ему исполнилось 60 лет. Его студенческий дипломный проект получил золотую медаль ВДНХ, а полотна представлены в государственных и частных музеях России и за рубежом. Мы поговорили с архитектором о том, какую музыку лучше слушать в пробках, в чем жемчужина любого города и почему весь центр Москвы для него — одно сплошное любимое место.
Какая ваша любимая станция московского метро?
Все старые станции я знаю наизусть! Любимые — «Маяковская», «Комсомольская» (кольцевая) и «Кропоткинская». С точки зрения архитектора, они сделаны великолепно. Будучи еще студентами МАРХИ, мы катались на метро по всей Москве. Понятно — веселая жизнь, какое-то свободное время было, несмотря на спорт. С профессиональной точки зрения «Комсомольская» отличается великолепными мозаиками. В «Маяковке» применены совершенно новые для подземных сооружений того времени материалы. А «Кропоткинская» — станция цветов а-ля Древней Египет.
Лучшее место для завтрака?
Завтракаю всегда очень рано, готовлю очень крепкий кофе в турке — обычно дома. Что касается ресторанов, нравится Дом литераторов. И еще «Ермак» — там великолепная кухня.
Насколько допустимо опаздывать в Москве?
С точки зрения этикета — 15 минут. Но при том объеме общественного и личного транспорта, который есть сейчас, что-либо прогнозировать очень сложно. Приходится разрабатывать свой маршрут заранее — если нужно ехать на встречу в другой район, ты уже смотришь, что в этом районе надо будет в ближайшее время сделать, чтобы сконцентрировать в нем все дела. Потому что на все это уйдет полдня или целый день.
Как вы коротаете время в пробке?
Я или слушаю хорошую музыку, или сочиняю стихи, или о чем-то думаю. Если вы встали в пробку, можно включить классику, Андреа Бочелли или Муслима Магомаева. А еще ранние песни Баскова. В молодости не очень понимаешь, а потом уже проникаешься всей глубиной этой музыки.
Любимое место в Москве?
Я не могу выделить одно место. Так как я потомственный москвич, люблю старую Москву. Вообще в любом городе мне больше всего нравятся исторические места, потому что в них сохраняется не только, как сказали бы археологи и искусствоведы, культурный слой, но и дух времени, энергетика. Старые места позволяют понять город, поселок, поселение, монастырь или даже отдельно взятый дом. Ведь бывает же ощущение, когда вы заходите, например, в храм, что вы погрузились в свой мир и совершенно от всего абстрагировались. А иногда, наоборот, стоишь и ничего не чувствуешь, нет энергетики или, как говорят священнослужители, намоленности. Это относится к любому историческому месту.
Любимые галереи Москвы?
Во-первых, Академия художеств — там уже, как говорится, положение обязывает бывать. Люблю ее атмосферу и ресторан Зураба Церетели. И с профессиональной точки зрения атриум очень уютный. Во-вторых, мне нравятся все московские музеи — и Музей имени Скрябина, и Третьяковка, и Музей изобразительных искусств имени Пушкина. В последнем я практически вырос, потому что в пять лет родители отдали меня к доктору искусствоведения Ирине Антоновой. Она тогда вела детсадовскую группу. Там мы рисовали года два или три, а потом, уже будучи студентами, лазили по всем закоулкам, куда сейчас уже не пускают.
Я считаю, что музей — жемчужина любого города. Что меня поразило — объездив почти всю Россию, я заметил очень хорошее качество подборки в краеведческих музеях регионов. Там видишь уникальные вещи, и надо относиться к этому как к национальному достоянию. Впрочем, как и к тем людям, кто в них служит.
Чего не хватает москвичам?
Так хочется сказать «денег», но это банально. Мне кажется, руководство города плодотворно поработало над развитием зеленых зон — привели парки и скверы в порядок. С другой стороны, произошло определенное засилье застройщиков. В советское время в строительстве были СНИПы, где очень четко регламентировались правила строительства — этим десятилетиями занимались целые институты. И особенно, что касается инсоляции, на каком минимальном расстоянии друг от друга должны находиться здания. Сейчас, к сожалению, очень многие нормы не соблюдаются, поэтому мы видим вырастающие кварталы на очень ограниченной территории. Получается, что ты выходишь на балкон и через семь-десять метров стоит стена другого 30-этажного здания. Это подавляет психику, но такие кварталы растут как грибы.
Если не Москва, то…
Мне очень нравятся малые русские городки. Каждый по-своему удивителен, каждый по-своему мил. Например, я люблю Суздаль, даже несмотря на то, что он превращается в туристическо-коммерческую ярмарку. Потом — Владимир, где с 1980-х архитекторы следили за тем, какая должна быть застройка в центре. В исторической части до сих пор нет многоэтажек — это большая заслуга! Еще нравится Ярославль, Тутаев — я могу много перечислять имена наших городков. Коломна очень милая, уже не маленькая, но с исторической точки зрения — большая веха в нашей истории.
Место, которое вызывает наиболее сильные детские воспоминания?
Студентами МАРХИ очень любили Лубянку и Кузнецкий Мост. Для нас это было место, как сейчас сказала бы молодежь, тусовочное. Там встречались, часто оставались допоздна или даже на всю ночь — когда делали дипломные и курсовые работы. Выходишь в четыре-пять утра — уже рассвет. А я иду-шагаю по Москве, ездят только поливалки. И на душе теплота, веселье, безоблачное настроение.
Три главные точки, куда бы вы непременно повели туристов?
Во-первых, Кремль — это наша история, центральное для нашего государства местоположение. Второе — район Старого Арбата. Конечно, там многое утеряно, но надо отдать должное — архитекторы очень мягко вживляют новые постройки в сохранившийся комплекс зданий. Третье — Волхонка с усадьбой Лопухиных и музейным комплексом. Нужно посмотреть храм Христа Спасителя и перейти чугунный мост. Четвертое — «Зарядье», с архитектурной точки зрения его сделали очень неплохо. Кто помнит, на месте парка была гостиница «Россия», где останавливались наши друзья и знакомые. Может, мост в виде подковы и вызывает у меня некоторые сомнения, но остальное вписали очень органично. Тем более это центральная часть города, к которой нужно очень бережно относиться.
Где вы черпаете вдохновение в Москве?
Мое основное направление — пейзажное искусство. А это мимолетное природное явление: увидел образ и пытаешься перенести его на бумагу. Но в то же время я все-таки архитектор, поэтому меня очень привлекают исторические здания, сооружения, комплексы. Прежде всего я иду в музеи и к культурным достопримечательностям — ради этого ты и ездишь по миру.
Особенно интересно, что в свое время ты это изучал — три-четыре года в архитектурном. На истории архитектуры видел здания на картинке, а когда стоишь перед ним воочию, идет аналогия. Тогда вдыхаешь полной грудью и говоришь: «Все-таки добрался, ведь нам лекции читали и показывали слайды, а теперь я здесь».
Есть ли места в Москве, где вы еще ни разу не были?
Во многих новых районах так называемой Новой Москвы.
Ваше счастливое место в Москве?
Центр города. Тут все для меня счастливое — люблю вечером гулять, особенно когда хочется отдохнуть, прийти к каким-то умозаключениям. Или, наоборот, чтобы голова просветлела от разных мыслей и забот. Когда идешь по старым улочкам и переулкам, совершенно отдыхаешь и душой, и телом.
10 декабря, 2023