20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

2023 год называют одним из самых удачных за последние пару десятков лет для кинематографа: ошеломляющий успех «Барбенгеймера», возвращение к работе нескольких классиков кино после долгих лет отсутствия (от Майкла Манна с «Феррари» до Хаяо Миядзаки с «Мальчиком и птицей») и много чего еще. Кинокритик Иван Афанасьев собрал два топ-10 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Для лаконичности они расположены в алфавитном порядке, чтобы избавиться от необходимости пытаться ранжировать их.

Зарубежные


«Анатомия падения»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма/«Про:взгляд»

Главный фестивальный фильм года — триумф бельгийки Жюстин Трие («Соблазн») в Каннах с «Золотой пальмовой ветвью» и призом помельче, потенциальный «Оскар» за лучший иностранный фильм и бенефис актрисы Сандры Хюллер, которая умудрилась оказаться в нашем топе аж дважды. Она играет писательницу, которой предъявляют обвинения в убийстве мужа. Но чем дальше заходит расследование, тем отчетливее становится ясно, что тут все, как ныне принято говорить, не так однозначно. Настоящий учебник по режиссуре и драматургии.


«Барби»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма

При всей своей спорности (автору этих строк, например, фильм вообще не нравится) это новое слово в мейнстриме. Авторский фильм знаковой актрисы, а теперь и режиссерки Греты Гервиг, который умудрился собрать совершенно сумасшедшую кассу и стать классикой. Хотим мы того или нет, но «Барби» будет новым референсом для продюсеров и кино в целом. Кукле с лицом Марго Робби удалось то, что не смог, например, Танос, — скинуть «Мстителей» и всех прочих супергероев с трона мастодонтов бокс-офиса.


«Бедные-несчастные»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма

Новый фильм Йоргоса Лантимоса («Фаворитка»; кстати, сценарист тот же). Фантастическая трагикомедия с библейскими аллюзиями про ученого, которого близкие друзья зовут Богом (ничего такого, просто его имя начинается на God). Однажды он решает спасти умирающую беременную девушку и пересаживает ей мозг ее нерожденного ребенка. Так появляется Белла — эдакая Ева в райском саду, в которой слишком рано начинает пробуждаться жажда соблазна. Практически «Франкенштейн» пополам с киберпанком, но смешной и очень остросоциальный.


«Зона интересов»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма/A24

Возвращение в строй одного из самых ярких экспериментаторов в кинематографе — предыдущий фильм Джонатана Глейзера «Побудь в моей шкуре» вышел десять лет назад. В этот раз никакой фантастики, а лишь бытовая драма о банальности зла — о семье коменданта Освенцима, которая живет в особняке буквально за стенами концлагеря и совсем не переживает о том, что рядом ежедневно жгут тысячами людей в печах. Жену начальника играет все та же Сандра Хюллер из «Анатомии падения». Возможно, самый страшный фильм года.


«Май декабрь»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма

Главный конкурент Педро Альмодовара по части знания женских характеров, Тодд Хейнс («Кэрол») снял вроде бы типичный для себя фильм. Драма об актрисе, приехавшей к немолодой женщине, некогда забеременевшей от 13-летнего школьника (и загремевшей за это в тюрьму), ныне мужа. Две женщины, из которых одна планирует изобразить другую в кино, общаются, и вот уже непонятно, кто из них на самом деле кого (или в кого) играет. Но мы точно знаем, что первую играет Натали Портман, вторую — Джулианна Мур. Вроде бы все обыденно, но оторваться совершенно невозможно.


«Мальчик и птица»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из мультфильма

Возвращение великого Хаяо Миядзаки, в отличие от близкого по возрасту Романа Полански с его «Дворцом» — триумфальное. Антивоенная притча о мальчике, который отправился в магический мир искать свою маму, погибшую во время бомбежки, доказывает, что гениальность не разменивается на годы. Для современного поколения молодежи «Мальчик и птица» могут стать тем же, чем для нас с вами некогда были «Унесенные призраками» — новой классикой, на которую все будут равняться. Ну и второй «Оскар» Миядзаки почти наверняка обеспечен — конкурентов ему в своей нише не видать.


«Оппенгеймер»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма/Universal Pictures

Кристофер Нолан раз за разом привносит в кино что-то новое, и мы уже вроде бы к этому привыкли. Но кто же знал, что он сможет изменить наше представление о том, как снимать байопики — самый консервативный жанр в мире? Биографию Роберта Оппенгеймера можно было показать как угодно, но трудно представить себе, чтобы трехчасовая драма о создателе ядерной бомбы смотрелась круче, чем фантастический «Довод» того же режиссера. Если и есть фильм, способный подвинуть спилберговский «Список Шиндлера», то вот он.


«Оставленные»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма

Меланхоличное драмеди Александра Пэйна, широкому зрителю больше знакомого по не очень удачному сай-фаю «Короче», а зрителю поуже — по тщательно выверенным зарисовкам о дружбе и одиночестве («Небраска»). Здесь Пэйн на своей территории: грустная комедия про трех человек (колючий старшеклассник, вреднючий преподаватель и буфетчица, только что потерявшая сына на войне во Вьетнаме), запертых в рамках школы-интерната в рождественской Америке 1970-х. Для тех, кто любит умное и аккуратное кино о человеческих отношениях.


«Прошлые жизни»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма

Еще один фильм-флегматик — нежная мелодрама о распадающемся любовном треугольнике из американца-писателя, ассимилировавшейся в США сценаристки родом из Сеула и ее бывшего одноклассника, недавно переехавшего в Америку из Кореи, чтобы работать там инженером. Один из самых высоко оцененных фильмов года — текстурой напоминает азиатскую любовную меланхолию Кар-Вая, но по факту рассказывает об опыте жизни в чужой стране (порой горьком). Весьма своевременное для 2023 года кино.


«Убийцы цветочной луны»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма/Apple TV

У Леонардо ДиКаприо, пожалуй, не бывает плохих проектов, но они случаются время от времени у Мартина Скорсезе. Экранизация бестселлера Дэвида Гранна об убийстве индейцев из племени осейджей в 1920-х — точно не из их числа. Вслед за «Фабельманами» Стивена Спилберга, пожалуй, лучший фильм классика, снятый им в XXI веке. Нужен талант (много таланта), чтобы сделать 3,5-часовую драму о том, как ДиКаприо корчит из себя дурачка, параллельно травя собственную жену-индианку инсулином, такой интересной. У Скорсезе получилось с блеском — ждем охапку «Оскаров» в руках.


Российские


«Бери да помни»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма

Урок ненавязчивой доброты и тот самый разговор о важном, что всем нам нужен. Дебютная картина Байбулата Батуллина (автор остроумной короткометражки «Показалось») рассказывает о мальчике Ильхаме, чьи бабушка и дедушка не знают, как сказать, что его мама и папа погибли и не смогут забрать его после летних каникул из деревни. Фильм мудрый и одновременно временами почти по-детски наивный, проникнутый оптимизмом и прекрасным юмором, несмотря на мрачную тему. Вот так надо снимать кино, которое учит тому, что такое хорошо, а что такое плохо.


«Бешенство»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма

Самый яркий жанровый фильм года от Дмитрия Дьяченко, перед этим прогремевшего с «Чебурашкой». Который почти сразу вернулся с хоррором про отца и сына, застрявших в алтайских горах наедине с озверевшими волками и другими животными. В условной Америке такой фильм был бы всего лишь хитом на каком-нибудь фестивале жанровых картин вроде «Сандэнса», но у нас он становится событием хотя бы потому, что это пособие о том, как нагнетать саспенс и вообще работать с хоррор-стилистикой. И повторимся, что все это — от постановщика фильма про милого ушастого монстра.


«Год рождения»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма/«Вольга»

В нашем кино тоже камбэк — видный сценарист Михаил Местецкий («Легенда № 17») не снимал фильмов почти десять лет. Его комедия «Год рождения» — всего лишь второй полный метр после «Тряпичного союза», но в нем столько фантазии, что хватит на несколько. История любви мечтателя-меломана Филиппа и продавщицы Марины, закрученная вокруг панк-рок-коллектива «Яичный свет» и его солиста Сопли (Юра Борисов вполне мог бы сыграть Горшка или Егора Летова). Кино, до предела заряженное энергией, позитивом и желанием жить и творить.


«За нас с вами»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма/«Вольга»

Правдорубная историческая драма прижизненного классика Андрея Смирнова («Белорусский вокзал»), разыгранная в фирменной реалистичной интонации, скрещенной со стилистикой сталинского барокко в изображении. Невероятно красивое и одновременно страшное кино о том, как в Москве 1952-го красным цветом распускаются антисемитизм, репрессии и стукачество. Мудрый, но не мудреный; вроде сразу обо всем, но чертовски конкретный и понятный в своих формулировках. Многословный, но дающий мастер-класс по режиссуре.


«Крецул»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма

Что приходит на ум при слове «спортивный байопик»? «Легенда № 17» и «Движение вверх»? Так вот, дебютный фильм Александры Лихачевой ломает представления о том, как можно делать такое кино. Фильм о дзюдоисте Олеге Крецуле, которой должен был стать звездой Олимпийских игр, но ослеп — и стал звездой Паралимпийских. Играющий Крецула Никита Волков из «Трудных подростков» — кандидат на звание лучшего российского актера года. Чтобы так убедительно сыграть слепого, нужно либо реально ослепнуть, либо быть невероятно талантливым.


«Один маленький ночной секрет»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Фильм, который так и не увидел широкий зритель, но на точечные показы которого билеты расходились буквально за считаные минуты после анонса. Драма Наталии Мещаниновой («Сердце мира») — неуютный, неприятный и просто неудобный фильм про старшеклассницу, которая подвергается сексуальному насилию со стороны отчима. Антитеза новогоднему настроению (действие происходит как раз во время праздника), но важное кино на тему, которая в России почему-то — или, вернее, кем-то — считается табуированной.


«Отпуск в октябре»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма

Роман Михайлов — не только самый плодовитый (пять фильмов за два года — слабо?), но и самый оригинальный режиссер в современном российском кино. В своей лучшей на данный момент картине он рассказывает дауобразную историю об актрисе, попавшей на съемки очень странного фильма, участники которого в свободное время разыгрывают сцены из никому не известных советских фильмов. Кино о том, что вообще такое кино, что такое, в частности, российское кино и зачем вообще все это нужно. С юмором и сюрреализмом. Практически «Малхолланд Драйв» по-русски.


«Праведник»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма

Военная драма, которую можно смело ставить в один ряд с такими шедеврами, как «Пианист» и «Живые и мертвые» Александра Столпера. История солдата-красноармейца Николая Киселева, во времена Великой Отечественной сумевшего эвакуировать из зоны боевых действий более двух сотен евреев, брошенных всеми, едва живых от голода и ужаса. Кино про войну, каким оно должно быть — страшное и честное, без розовых очков и веселых покатушек на танках. Про людей как существ хрупких, хоть и способных на подвиг.


«Снегирь»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма

В другое время фильм Бориса Хлебникова («Аритмия») мог бы попасть на крупнейшие смотры жанрового кино, а то и попробовать свои силы в международном прокате. Драма, перерастающая в фильм-катастрофу, о команде рыболовного судна, в которую затесались двое молокососов-стажеров, поставлена с невероятной фантазией и невиданным в нашем кино мастерством. И конечно, крайне несправедливо, что зрелищный, вполне жанровый фильм так скромно окупился в прокате. Пора бы государству задуматься не только о деньгах на производство кино, но и о маркетинге.


«Чувства Анны»

20 лучших фильмов года — зарубежных и российских. Выбор кинокритика

Кадр из фильма/Planeta Inform

Позволим себе поспорить с названием: фильм выражает не только чувства своей создательницы, Анны Меликян (на самом деле, конечно, не столько ее, сколько героини, женщины, вступившей в контакт с инопланетянами-пацифистами, — ту тоже зовут Анна). Он выражает чувства, которые охватили весь цивилизованный мир: как жить? Туда ли мы идем? Или уже катимся? Есть ли на самом деле в космосе сила, что знает, как быть, или мы все вслед за Анной сходим с ума? Ироничное, тревожное, смешное, нежное — к «Чувствам Анны» можно употребить много слов, и почти все будут верными.

Фото: «Убийцы цветочной луны»/Apple TV

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости