Форма поиска по сайту
Все материалы

Креативный директор Sila Sveta Александр Ус — о том, как делать мультимедиа-шоу в Москве и мире

На ВДНХ в пространстве Luminar-Х проходит мультимедиа-выставка «Тутанхамон. В поисках вечной жизни» о древнеегипетской цивилизации. Над ним работала команда Sila Sveta, которая ставила шоу для Дрейка, Билли Айлиш и The Weeknd, делала инсталляцию на Met Gala, церемонии открытия AFC Asian Cup 2023 и закрытия чемпионата мира по футболу в Катаре в 2022-м. Поговорили с ее сооснователем Александром Усом о сотрудничестве со звездами, Музее света и рецепте успешного цифрового проекта.

В интернете про вас пишут в таком порядке: бизнесмен, режиссер, продюсер, художник. Верен ли этот порядок?

Не я этот порядок устанавливал. Я себя в первую очередь считаю творческой личностью. Деньги — это скорее следствие хорошего креатива.

Расскажите о своих путешествиях. Вы много ездите по России?

Недавно я был в Нижнем Новгороде. На фестивале медиаискусства Intervals в мультимедиа-арт-пространстве «Цех*» мы презентовали часть нашего самого крупного за 15 лет проекта — «Свет в истории» (но мы ее называем «Свет в религии»), которая станет одним из залов будущего Музея света в Москве. Она рассказывает о том, как люди обожествляли свет, как работали в храмах и других священных местах.

Что такое Музей света и кто его делает?

Музей света — это большой проект. Наши коллеги из Японии, команда TeamLab, сделали свой музей цифрового искусства в Токио, и сейчас они по всему миру начали их строить — это большие музеи, где размышляют на тему взаимодействия природы и цифровой среды. Мы взяли другую тему — свет как всеобъемлющее понятие. Ведь он многогранен и используется в разных контекстах — от религиозного аспекта до прикладных вещей. Все это мы хотим объединить под одной крышей.

Как появился Luminar и что в нем есть сейчас?

Это место изначально придумала Тата Карапетян, человек, с которым мы дружим, работаем. Она хотела сделать такое мультимедиа-пространство, где можно выставлять качественный контент, который мы как раз сейчас и представляем. Все, что здесь есть, — это оборудование высокого уровня: проекторы, звук, LED. Такого больше ни в Москве, ни в России точно нет.

Наша задача как студии как раз показать его силу с помощью разных вещей. Это могут быть световые инсталляции, мультимедиа, компьютерная графика. Мы объединяем технологии между собой. У нас даже логотип состоит из двух точек. Одна — это арт, а другая — технология. На стыке этих двух вещей происходит наш проект.

Что важнее в вашем искусстве — форма или суть?

Мне кажется, что 50 на 50. Иногда вдохновляет технология, например голограмма, ты увидел новую штуковину и хочешь с ней поработать. Тем более такое впечатляет зрителей, как говорится, любая высокоразвитая технология сродни магии.

Сейчас в Luminar проходит шоу «Тутанхамон. В поисках вечной жизни». Как вы готовили этот проект?

Моя семья живет в разных уголках планеты, но у нас есть традиция собираться в какой-то одной точке. В 2018 году мы оказались в Египте. Это было такое интересное путешествие! По Нилу шли на корабле и проходили через все храмы Луксора, Карнакский храм, Абу-Симбел и так далее. Увидели все древности Египта. На меня это произвело ошеломительное впечатление. Я понял, что для меня очень сильно резонирует тема Египта. И с визуальной точки зрения нигде ты такого больше в мире не найдешь, и с точки зрения смыслов. Отсюда пришла идея.

luminarx.ru

luminarx.ru

Мы выяснили, что как раз 100 лет назад Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона. Нам пришла идея сделать шоу об этом. Оно заняло много времени. Мы делали его практически год. Когда закончили, решили обратиться к египтологу, чтобы проверить, идем ли мы правильно. Он посмотрел и сказал: «Ребята, вообще все не так. Давайте переделаем». И нам пришлось переделать многое. Сейчас то шоу, которое проходит в Luminar, можно сказать, со штампом «сделано в Египте» от научного сообщества.

И, кстати говоря, мы участвовали в создании международной выставки «Тутанхамон» для музея в Мадриде, разрабатывали весь цифровой контент по заказу MAD. Отдельная гордость — то шоу идет уже и в Египте, прям в новом Большом Египетском музее, который открылся этой выставкой.

А как сами египтяне реагируют?

Люди очень хорошо реагируют на само шоу. Как я и говорил, оно не врет, все получилось правдоподобно. Но важно отметить, что шоу, которое идет в Москве, совсем другое. Мы сделали собственную выставку с уникальным сценарием и контентом специально для Luminar. По сути, это мировая премьера нового шоу. Дальше мы хотим его тоже катать по миру.

Какие проекты Sila Sveta реализует за пределами нашей страны?

Недавно мы были в Лас-Вегасе, там есть огромная музыкальная и развлекательная арена — MSG Sphere (массивный сферический мультимедиа-комплекс со светодиодной и аудиосистемой. — Прим. ред.). В ней мы сделали контент для группы Phish. Она неизвестна в России, но в Америке считается суперкультовой, она играет психоделический рок. Мы подготовили около 60 файлов для самого дорогущего экрана в мире! Я очень горд, потому что по факту наша студия — одна из немногих компаний, которая на этой площадке работала.

Еще мы работали на церемонии закрытия чемпионата мира по футболу в Катаре и открытии Азиатского кубка там же. Помимо этого, сделали инсталляцию на Met Gala, шоу для Дрейка, The Weeknd, Билли Айлиш.

А бывало такое, что заказчик шоу просил его сильно переделать?

С The Weeknd было такое. Когда он первый раз посмотрел шоу на репетиции, сказал так: «Убираем половину». Но он честно признался, что хочет быть главным героем вечера, а не отдавать все внимание экрану.

В чем главная разница работы с ребятами там и здесь?

У нас мультимедиа-искусство, шоу, вообще культура ничуть не хуже, чем в мире. Просто размер рынка, если говорить про музыкальных артистов, совершенно другой. У нас миллионников раз-два и обчелся. Но по качеству я бы не сказал, что сильная разница есть.

Есть какие-то культурологические особенности в общении на американском рынке и российском. На российском, например, заказчик начинает с критики, заканчивает похвалой, там все наоборот. Не знаю, что лучше, кстати.

Много поговорили о новых крутых проектах. А как все начиналось?

Мы ветераны света. Начиналось все в Питере, хотя мы сами москвичи, но первая работа нашлась именно там. Мультимедиа-рынок тогда только появлялся в мире, мы стартовали со слайдовых проекторов. Сделали шоу для Русского музея, открытия фонтанов и Экономического форума в 2007–2008 годах. А когда вернулись в Москву, стали пытаться делать контент здесь. И, кстати, первое шоу на слайдовых проекторах у нас было на Останкинской телебашне.

Сейчас 3D-мэппинг уже вышел из моды. Больше стало внутренних инсталляций, потому что технологии не стоят на месте. Но я, кстати, немного скучаю по 3D-мэппингу, потому что это классная технология, несмотря ни на что.

Чувствуете ли вы угрозу для своего проекта из-за нейросетей? Сейчас они сами монтируют, озвучивают и так далее.

Я чувствую угрозу для людей, которые плохо знают инструменты. Для себя я не чувствую угрозы, потому что я в первую очередь креативный директор, я продаю идеи. Мне все равно, к кому обращаться — к машине или к человеку. Если человек плохо выполняет свою работу, я лучше обращусь к машине.

Например, тебе пришла идея, нужно реализовать проект. Создать концепт проще через нейросеть, потому что легче сделать правильный запрос и получить картинку, чем объяснять концепт-художнику. Недавно я сделал такой челлендж с Midjourney: объяснил, чего хочу, а также рассказал концепт-художнику. Искусственный интеллект выиграл.

Это неминуемая история, конечно, это все немного пугает. Недавно более 60 ученых и изобретателей подписали петицию против ИИ. Тот же Илон Маск бьет тревогу, что это точно надо контролировать. Но мне кажется, уже пройдены красные линии, этот процесс не остановить, надо просто уметь с ним как-то жить.

Как стать частью команды Sila Sveta? Где-то вообще обучают на территории нашей страны?

Не буду называть институт, который просто начал штамповать ребят, которые делают мультимедиа. Очень классные презентации. Но когда начинаешь копать чуть-чуть поглубже, выясняется, что их плохо обучают технике. Мне кажется, что в нашем бизнесе очень важно много практиковаться.

Эти ребята к нам приходят, мы смотрим портфолио и, если видим, что человек талантливый или классно владеет инструментом, мы его берем к себе. Конечно, потом переучиваем. В первую очередь у тебя должно быть пространственное видение и воображение. Как правило, большинство людей, которые работают в Sila Sveta, не какие-то звезды, а пришедшие к нам ребята, которых мы сами воспитали, мы больше так любим. Сейчас у нас по миру 150 человек.

А что еще важно для того, чтобы стать успешным в мультимедиа?

Мне кажется, у тебя должен быть хороший вкус. Человек может изучить софт, механические работы выполнять, но если есть какое-то чувство, насмотренность, понимание, как надо шоу преподносить, тогда его, конечно, ждет успех. Но самое главное — не лениться. Ты сделал шоу, отошел, подумал, приди еще раз и добей его, третий, пятый проход делай и так далее. Упорство сильно помогает.

Вы приехали к нам из Нижнего Новгорода, до этого были в Лас-Вегасе. Как в таком режиме работы вы все успеваете?

Слава богу, мы занимаемся такой работой, которая приводит нас в удивительные места. Я, например, в Китае побывал в долине Шаолинь, туда даже не все рядовые китайцы прилетают, а там Audi захотел сделать необычную инсталляцию. Бывает, что мы на Байконуре, например, окажемся. Секрет прост: выбирайте работу, которая вас может привести в такие невероятные места.

Как вы думаете, какая верхняя точка Sila Sveta? Есть ли какой-то потолок?

Думаю, что Супербоул — да, конечно, это интересно. Там задан уже очень высокий уровень, лучшие режиссеры мира сработали. Но при этом мне очень хочется продолжать то, чем мы занимаемся. Делать образовательные проекты с помощью света — это классно. Мне кажется, что это людей сильно вдохновляет и может еще многое рассказать с помощью технологий. Но в развитии бренда, мне кажется, дальше надо идти уже в образование и построить некую школу, которая могла бы уже правильно воспитывать ребят, которые занимаются мультимедиа.

Фото: Getty Images