Форма поиска по сайту
Все материалы

Баба-яга и Кащей Бессмертный: картины с персонажами страшных сказок в Третьяковской галерее

Про русалок и Бабу-ягу можно узнать не только из детских книжек и мультфильмов. Мотивы страшных сказок есть и в полотнах русских художников. Арт-обозреватель Елена Шарова рассказывает, кто писал героев фольклора.

Виктор Васнецов. Баба-яга

Виктор Васнецов. Баба-яга. 1917. Из цикла «Поэма семи сказок» (1901–1926)

Начнем с главного сказочника в нашей истории искусств — Виктора Васнецова и его «Бабы-яги». Картина — часть живописного цикла, посвященного русскому фольклору. Туда же вошли знаменитые «Царевна-Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Ковер-самолет» и другие произведения. Кстати, «Ковер-самолет» находится в собрании Нижегородского художественного музея, но прямо сейчас он на гастролях в Москве на большой выставке в Третьяковской галерее на Крымском Валу, так что сходите, пока он не улетел обратно.

Васнецов задумал свою сказочную серию еще в 1890-е годы, а завершил в середине 1920-х. То есть понадобилось 20 лет на реализацию идеи. Придумал в XIX веке — закончил в XX веке. В следующий раз, когда начальник будет пилить вас по поводу срыва дедлайна, вспомните эту историю.

Итак, «Баба-яга». Васнецов обращается к сказке о мальчике и ведьме. В ней злая колдунья похищает ребенка, чтобы испечь его в печи и съесть. А чтобы выманить жертву из дома, переодевается в сарафан и кокошник его матери. Посмотрите, как зловеще развевается над лесом красная ткань наряда Яги.

По мнению исследователей устных народных традиций, эта сказка, как и многие другие, появилась на основе обряда инициации: в Древней Руси было принято отправлять юношей в лес, населенный, согласно верованиям наших предков, представителями потустороннего мира и умершими сородичами. Они-то и должны были обучить молодежь всем премудростям жизни: охоте, защите своей семьи, ремеслам. Но для этого нужно было пройти в реальной жизни ряд страшных испытаний, напоминающих пытки. Я вам подробно эти ужасы пересказывать не буду — о них можно прочесть в книге моей коллеги Ульяны Нижинской «Недетские сказки». Проводниками в потусторонний мир были взрослые мужчины, которые переодевались в сарафаны и передники своих жен. Напоминает образ Бабы-яги, правда?

А история про запекание детей в печи тоже основана на традиции «допекать» младенцев. В отсутствие медицины роль врачей в поселениях брали на себя бабушки-знахарки, которые часто выхаживали недоношенных младенцев или болезненных детей следующим способом: обмазывали их тестом и клали в протопленные, но не горящие печи. Такой вот древний аналог инкубатора. Что у них из этого получилось — неясно, проверять мы вам не советуем.

Иван Крамской. Майская ночь. Из Гоголя

Иван Крамской. Майская ночь. Из Гоголя. 1871

Обратите внимание на персонажей картины Ивана Крамского «Русалки». Они тоже простоволосые, в белых платьях. По поверьям наших предков, которые разнились в зависимости от места проживания, русалки — это души некрещеных детей или детей, проклятых своими родителями, а также это могли быть не успевшие выйти замуж девушки. В разных регионах их наделяли своими свойствами: где-то русалка могла украсть у уснувшей в лесу девицы нитки и бусы, а где-то — похитить ее мужа себе в любовники.

Впрочем, авторское название картины Крамского — «Майская ночь. Из Гоголя». А в повести Николая Васильевича русалки выручают главного героя и помогают ему жениться на возлюбленной. Так что от них там больше пользы, чем вреда. А у Крамского девушки, томящиеся на берегу, скорее лиричные, чем жуткие и пугающие. По воспоминаниям художника, он стремился «поймать луну», которая своим светом придает магическое сияние персонажам картины.

Михаил Врубель. Пан

Михаил Врубель. Пан. 1899

Литературные впечатления подтолкнули и Михаила Врубеля к созданию своего очаровательного «Пана», который теперь также хранится в Третьяковской галерее. Художник прочитал рассказ французского писателя Анатоля Франса «Святой сатир» и тут же принялся за работу.

Изначально на месте волшебного персонажа на фоне изумительного лунного пейзажа Врубель писал свою красавицу-жену, певицу Надежду Забелу-Врубель. Он уже почти закончил портрет, но наутро после прочтения книги Франса соскоблил его и изобразил Пана.

Существо, пришедшее из греческой мифологии, было непривлекательным. Оно напоминало человека, покрытого шерстью, с рогами и копытами. Словом, пугало. А у Врубеля Пан получился очаровательным. Его глаза буквально светятся доброй, мудростью и грустью. А загадочный лунный пейзаж на фоне, кстати, не вымышленный, а реальный.

Фото: Виктор Васнецов. Баба-яга. 1917. Из цикла «Поэма семи сказок» (1901–1926)

Шарова Елена