В «The City. Говорим» директор Музея транспорта Оксана Бондаренко рассказала о том, чего ждать посетителям музея, каким будет транспорт будущего и почему «Москвич» — самый кинематографичный автомобиль.
О Музее транспорта как поп-ап-пространстве
Музей в том числе существует в поп-ап-режиме. Но, помимо этого, на Северном речном вокзале у нас есть полноценное экспозиционное пространство. Музей сейчас осуществляет движение к своему будущему большому дому.
В историческом зале ожидания на Северном речном вокзале раз в 2,5 месяца возникает site-specific — тотальная инсталляция, посвященная той или иной теме. Тема 2021 года — экология транспорта. Насущная тема не только для нас как для музея, но и в первую очередь для транспортной инфраструктуры. Что, как не транспорт, должно первым реагировать на экологическую повестку? Мы художественным языком раскрываем эту тему в более доступном формате для неподготовленного зрителя.
Тема следующего года в поп-ап-пространстве — транспортное будущее, или транспортный футуризм.
О транспорте будущего
Говоря о тенденции, которая идет глобально во всем мире, — в будущем будет электротранспорт и замена двигателя внутреннего сгорания электрическим двигателем. К электрическому транспорту относятся трамваи, электробусы, метро и так далее. Сейчас роскошный транспорт прошлой эпохи можно увидеть в нашем музее: например, автобусы ЛАЗ-695 или троллейбусы ЗИУ-8 и ЗИУ-5.
О выставке «Мечта москвича»
Экспозиция строится на том, что связано с личными персональными историями и ассоциациями — такой будет и наша постоянная экспозиция. Хочется начать с места, где выставка «Мечта москвича» появилась. Павильон № 26, который располагается на Площади промышленности на ВДНХ рядом с павильоном «Космос», в 1967 году был назван «Транспорт СССР».
В 1990-х годах в нем прошла последняя выставка, посвященная транспорту. Он служил складом для оборудования и декораций. Для нас очень почетно и трогательно не только то, что 30 лет спустя историческая надпись фасада вновь появилась на портике самого павильона, но и то, что в это место вернулись транспортные смыслы. Первая выставка посвящена сердцу нашего автопрома — автомобилю «Москвич». Какой еще город мира может похвастаться тем, что у него есть именной автомобиль? Это не просто история автомобиля, это история целой страны через призму этой автомарки и история тех легендарных людей, которые имели отношение к ее созданию.
О самой интересной истории про «Москвич»
Гоночная история «Москвича» началась в конце 1940-х годов. Послевоенная Москва, коллектив МЗМА (Московского завода малолитражных автомобилей) выступает с инициативой перед руководством и просит создать гоночную команду внутри самого завода для того, чтобы собственными силами участвовать сначала во внутрироссийских гонках. Уже в 1970-е годы автомобиль «Москвич» выходит на международную арену — на длинные сложнейшие дистанции Лондон — Сидней и Лондон — Мехико.
И вот в заезде на трассе Лондон — Мехико, кстати, участвовали пять наших команд — три из них пришли на стадион «Ацтека». Причем вторыми! Уступив только Ford, что не стыдно. При этом обойдя Porsche, Mercedes, Volkswagen и Opel. Одна из самых трогательных историй этой выставки.
О самой кинематографичной машине
Выставка начинается со слов «кумир миллионов, народный любимец». Потому что исторически на этот автомобиль была возложена миссия — стать первым доступным средством передвижения. Он был монополистом на рынке. Что же, как не его, снимать в кино? Идея этой выставки — показать историю развития и жизни автомобиля через призму кинематографа. Она появилась случайно, после просмотра фильма «Зеленый огонек», где тот самый 407-й «Москвич» говорит голосом Зиновия Гердта. Стало очевидно, что историю «Москвича» в этой лиричной части экспозиции нужно рассказать через призму кинематографа.
Об автомобильных артефактах
Каждый третий человек имеет отношение к транспортной инфраструктуре. Музей транспорта Москвы — молодая, растущая институция. Мы решили показательной и знаковой эту возможность сделать для всех и запустили кампанию «Делаем музей вместе» по сбору транспортных артефактов для будущей постоянной экспозиции. Так, если у кого-то есть нечто памятное, имеющее отношение к транспортной инфраструктуре конца XIX — XX века (фотографии, игрушки, билетики в метро), чем вы готовы поделиться с Музеем транспорта, мы ждем вас. Заполнить анкету и подробнее узнать про кампанию можно на сайте музея.