На площадке, где летом откроется постоянная историческая экспозиция о Киностудии Горького, стартовала первая выставка. Она посвящена людям в кино, работу которых мы не видим на экране, — сценаристам, цифровым художникам и кастинг-менеджерам. Рассказываем, что стоит обязательно увидеть на выставке.
В отделе, который посвящен началу работы над будущим фильмом, увидите «парящие» копии утвержденного сценария советского шпионского сериала «Конец операции „Резидент“» Вениамина Дормана. Ленту сняли в 1986 году на Киностудии Горького, но даже спустя 40 лет рабочие материалы хорошо сохранились. А еще тут можно посидеть в кресле продюсера, режиссера-постановщика и сценариста.
Разбивать посуду в первый день съемок — российская традиция на удачу. Говорят, что первым это сделал Сергей Эйзенштейн во время работы над картиной «Броненосец „Потемкин“» (правда, возможно, от злости на актеров). На выставке представлена копия тарелки со съемок новой экранизации повести «Вам и не снилось» — фильма «Вера» производства Киностудии Горького.
На примере оригинальных режиссерских зарисовок к фильму 2023 года «Нюрнберг» Николая Лебедева показывают еще один важный этап подготовки к съемкам — раскадровки. Любое большое кино начинается с подобных заметок, скетчей и комментариев на полях.
Подбор каста фильма — еще один интересный период работы за кадром. Раздел посвящен трем типам проб: самостоятельным, очным и ансамблевым. Это работы Марии Лобановой, номинантки на премию «Золотой орел». В ее фильмографии — сериалы «Контейнер», «Сестры» и фильм «Поехавшая». На этом примере узнаете, как проходят пробы.
В этом разделе увидите оригинальный альбом фотопроб культового советского фильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Для каждого проекта создавали специальные «книги». На страницах — пара фотографий актера и краткая характеристика. Даже если режиссер уже видел артиста в той или иной роли, альбом обязательно отдавали художественному совету.
На основе подросткового триллера «Кукольник» показывают, как на съемочной площадке работают декораторы. Художник фильма Мария Турская воссоздала важнейшую локацию картины — подвал дома, где живет Кукольник. Можно рассмотреть в деталях, как при помощи необычных атрибутов и реквизита получается необходимая для сцены атмосфера. По сюжету в этом месте герой создавал кукол-марионеток — их, кстати, тоже увидите на выставке.
Локация посвящена тому, как свет влияет на настроение кадра в объективе камер. Можно попробовать себя в роли гафера или оператора. Для этого есть прибор с регулировкой света — он меняет глубину, объем и содержание картинки в кадре.
Тут узнаете о работе звукорежиссеров. В разделе можно надеть наушники со звуками съемок фильма «Золото Умальты» режиссера Андрея Богатырева с Софьей Эрнст, Павлом Деревянко и Александром Самойленко в главных ролях. В прокат лента выйдет в этом году, но уже сейчас можно услышать диалоги, замечания и комментарии на площадке.
Эта часть выставки знакомит с кинотрадициями. Узнаете, почему, если сценарий случайно уронили, нужно обязательно на него сесть или зачем актеры на съемочной площадке ищут старый ржавый гвоздь. А еще почему на празднике по окончании съемок не говорят тосты за фильм.
Если в 1986 году на съемках сериала «Петр Великий» специалисты Киностудии Горького воссоздали в Суздале реальный Успенский собор и московские улицы XVII века, то сегодня этим могут заниматься специалисты компьютерного продакшена. В этом разделе показывают уменьшенный макет «Виртуальной студии Горького 55.8».
Выставка идет до 12 мая.
16 февраля