«Папа просил передать, что нас всех тошнит». Что больше всего бесит в ресторанах

«Папа просил передать, что нас всех тошнит». Что больше всего бесит в ресторанах

Общее мнение таково: рестораны в Москве очень хороши. Они почти идеальны, практически лишены недостатков и преисполнены всяческих достоинств. И подите в той же Европе отыщите что-то подобное. Да, оно право, это общее мнение – за некоторыми досадными исключениями. Мы обсудили эти самые исключения с нашим гастрокритиком Александром Ильиным.

Прежде всего, хочу обозначить свою личную позицию: в ресторане самое главное — это еда. Если она гениальна, я могу простить любое хамство персонала, любую неудобную мебель и даже свет, бьющий в правый глаз, где у меня отслаивается сетчатка. Тем не менее, я вполне понимаю претензии, как принято говорить, простых гостей, потому что именно ради них рестораны и работают. Я всегда на их, простых гостей, стороне, а сейчас так и вовсе выступлю в роли их голоса. Итак, что нас бесит в ресторанах Москвы.

Больше всего — персонал. Прежде всего, официанты. Точнее, их невнимательность. Не уверен, что все переживали эти неприятные 15 минут, когда ты вроде пришел в ресторан, но тебя еще как бы нет. Никто к тебе не идет, не представляется, не объясняет деталей. Господи, никто даже элементарно не приносит меню. Да, поверьте, это отвратительные 15 минут (при условии, что вас вообще посадили; если не посадили, то вы вне зоны ответственности официантов, и тут уж ничего не поделаешь). Что в таком случае делать? Можно начать скандалить, но это автоматически означает испорченный вечер, обед, ужин, завтрак и т. д. Так что лучше встаньте, дойдите своими ногами до так называемой станции (это где меню лежат стопкой) и возьмите себе экземпляр. Поверьте, у вас появится не только меню, но и внимание минимум половины персонала. Эй, смотрите, он что-то знает, он в курсе!

Следующая неприятность — меню как таковое. Оно бывает старое, захватанное, с заломами, с жирными пятнами. Вам могут ответить, что где-нибудь во Флоренции бывает и того хуже — да, я был во Флоренции, там действительно меню иногда выглядит так, будто на него ставили горячую сковородку; но это не значит, что время от времени меню не надо обновлять.

Другая крайность, которая бесит меня куда сильнее заломов и пятен — QR-код вместо меню, напечатанного на бумаге. Это появилось во времена пандемии, всем почему-то понравилось, да так во многих местах и застряло. Друзья мои, QR-код не может заменить обычное меню, и не у всех гостей имеются смартфоны (да, представьте себе).

Многих бесит, когда официант не может ничего посоветовать. Или отвечает что-то типа «у нас все вкусное» (и вот это действительно на грани прямого хамства). С одной стороны, им часто прямо запрещается советовать что-то лично от себя. С другой, ничто не мешает им выяснить ваши предпочтения и вкусы. Конечно, это уже искусство поддерживать беседу, уже другой уровень — но черт побери, гости в этом случае абсолютно правы: если не умеете разговаривать, учитесь.

Теперь про салфетки, про бумажные. Иногда их забирают слишком быстро, а иногда вообще не обращают на гору скомканной бумаги на столе. Какой случай хуже, сразу и не скажешь. И так, и эдак плохо. Я лично запихиваю салфетку куда-нибудь под край тарелки — если не хочу ее отдавать. Если наоборот хочу от нее избавиться — комкаю и кладу в тарелку, как сигнал, что пора бы и прибраться.

Кстати, когда особо ничем не занятые официанты с каменными лицами ходят мимо вашего явно не убранного стола и ничего не предпринимают в плане уборки — это не они виноваты, это их так проинструктировали.

С другой стороны, если вас принимаются обслуживать сразу 10 официантов – тут тоже можно слегка сойти с ума. Кто конкретно отвечает за сервис? И кому оставлять чаевые?

Опять же чаевые. Их теперь принято переводить через специальные приложения, и меня это бесит. Потому что чаевые – это почти интимная деталь, это только между гостем и официантом, а тут вмешивается даже не человек. Плюс к тому приложение оттяпывает свой процент — это, извините, за какие заслуги? Так что, собираясь в ресторан, позаботьтесь о том, чтобы в бумажнике были и наличные тоже.

Еще раздражает супертесная посадка. Это даже не когда вы в курсе всех подробностей разговора за соседним столом – а когда соседи могут ненароком разлить свою воду в ваш стакан. Ну или на ваш стол. Обычно в таких случаях принято кивать на Париж, но знаете, это уже не убеждает.

Вода! Конечно, куда ж без нее. Самое мерзкое, это когда вы просите просто стакан воды, а вам приносят самую дорогую позицию из карты, типа по умолчанию. Тысячи раз мы все сталкивались с этим, когда вода оказывается дороже шампанского, и тысячу раз еще столкнемся. Что тут можно посоветовать? Будьте внимательнее! Попросить водички, рассчитывая на всеобщее понимание и благодушие — это пока еще невероятная роскошь для Москвы. Бары ее уже освоили, рестораны — увы, нет.


«Все ли понравилось?»

Немного подробностей о том, что нас бесит конкретно в поведении официантов. Когда ты не уверен, как правильно произносится какое-нибудь название, и пялишься на официанта в ожидании подсказки, а он свысока смотрит, как ты мучаешься. Когда в конце ужина официант спрашивает, все ли понравилось, ты отвечаешь, что вот здесь была проблема и вот здесь подкачали, а он начинает спорить, что это ты типа не шаришь, а так-то еда была офигенная.

Когда все блюда приносят вразнобой, и еще тот самый стакан воды появляется ближе к концу. Когда официант не запоминает, кто из гостей что заказывал, и надо поднимать руку, как школьник – да, это вот мой салатик! Когда официант подбегает через секунду после того, как тебя посадили за стол и выдали меню, и ты это меню только что вот раскрыл, и ты просишь его подойти через 5 минут, и он пропадает и приходит только когда ты уже орешь «ОФИЦИАНТ!!!!» Когда долго несут счет. Нет, когда ДОООЛГО несут счет. А когда ты уже задолбался ждать, встаешь и топаешь к кассе, чтобы рассчитаться – боже, они так пугаются!

Мебель. Неудобная мебель бесит. Но люди крайне редко об этом сообщают персоналу. А зря, ее-то как раз меняют быстрее всего. Хотя есть, конечно, такая священная корова, как низкие диваны – знаете, с которых невозможно встать, а когда ешь, стукаешься нижней челюстью о стол. А еще бывает, что диван или кресло стоят реально далеко от стола, но при этом очень тяжелые, и ты весь обед висишь на краю, потому что не можешь подвинуть кресло и стесняешься подвинуть стол.

А вот еще бывает, когда ты уже все — поел, заплатил, дал на чай, уходишь, и вот в гардеробе тебе отдают пальто. Не глядя, что кому отдают. И ты его ловишь. Как будто это игра такая.

Но может, это все и правда такая игра.

Фото: artisteer/Getty Images

Александр Ильин

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

27 мая