К 225-летию Александра Пушкина собрали самые интересные постановки по произведениям классика — как в музыкальных, так и в драматических театрах Москвы.
Малый театр
12+
maly.ru
Свежая премьера выпущена к 225-летию солнца русской поэзии главным режиссером Малого театра Алексеем Дубровским. Его привлекло одно из самых загадочных произведений Александра Сергеевича «Пушкина» — «Маленькие трагедии». Это цикл коротких драматических пьес для чтения, о котором Анна Ахматова отзывалась: «Быть может, ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина». «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы» — каждая из частей, по мнению режиссера, предельно лаконична по форме и максимально трагична по содержанию. Актерский состав, как это водится в таких постановках, богат на народных артистов — Василий Бочкарев, Михаил Филиппов, Виктор Низовой. Сиротливо в этом списке выглядит лауреат Государственной премии России Игорь Петренко.
8 и 29 июня, 8 и 29 сентября, 6, 21, 31 октября, 17 ноября
Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
16+
stanmus.ru
В завершении «русского сезона» ММАМТа режиссер-постановщик Александр Титель представит зрителям новую версию оперы «Русалка» Александра Даргомыжского. Написана она на основе одноименной неоконченной драмы Александра Пушкина, к которой сам композитор дописал заключительные сцены. В итоге получилась опера с совершенно новым взглядом на народную тему — с небывалой до этого реалистичностью образов, насущностью сюжета и конфликтов. В постанове Тителя перед зрителями предстанут два мира: реальный и фантастическое царство русалок. Причем, подводный мир режиссер решает как проекцию внутреннего мира человека. Лаконичность и образность сценографии вообще отличительная черта этого спектакля. Ничто не отвлекает от драматических переживаний героев. Только не путайте «Русалку» с «Русалочкой». У Пушкина это все же сказка о мести за отвергнутую любовь.
26-28 июня
Большой театр
6+
У столичных любителей оперы есть уникальная возможность увидеть легендарную постановку Мариинского театра с оркестром и хором Большого театра. За дирижерским пультом — Валерий Гергиев, возглавляющий оба театра сразу. Собственно, из-за этого административного казуса и стала возможна подобная коллаборация двух прославленных коллективов. В Москву приедут возобновленные декорации и костюмы великих Александра Головина и Константина Коровина к постановке 1904 года. Хореография чуть более свежая — 1917 года, но зато основоположника классического романтического балета Михаила Фокина. «Этот спектакль не только уникальный музейный экспонат, не просто историческая реконструкция, но и живой художественный организм с неистощимой силой и неувядающей красотой», — гласит описание на сайте театра. И все в этих словах — правда. Идет спектакль четыре с половиной часа с тремя антрактами, так что хорошо подумайте, хотите ли вы в таком формате знакомить детей со знаменитым пушкинским сюжетом или же насладитесь всей красотой сами.
17-21 июля
Театр Наций
12+
Фото: Lucie Jansch/theatreofnations.ru
Это единственный спектакль в Москве, поставленный Робертом Уилсоном, крупнейшим представителем современного театрального авангарда. Его стиль узнается с первых же минут — это смесь драматического театра, поп-арта, кинематографа, пантомимы, цирка и современного танца. В основе постановки — 5 сказок Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Медведиха», а также фрагменты поэмы «Руслан и Людмила». Для создания сценографии и световой партитуры спектакля Уилсон провел серьезное исследование не только самих сказок, но и различных иллюстраций к ним. Музыку к спектаклю создал знаменитый американский дуэт CocoRosie, считающийся адептом стиля фрик-фолк. Все удовольствие — 2 часа без антракта, но обратите внимание на возрастное ограничение. Спектакль скорее семейный, чем детский.
20-22 сентября
Театр Вахтангова
16+
Фото: Валерий Мясников/vakhtangov.ru
Один из выдающихся спектаклей режиссера Римаса Туминаса с целой россыпью звезд: Сергей Маковецкий, Алексей Гуськов, Виктор Добронравов, Леонид Бичевин, Ирина Купченко, Людмила Максакова. В роли Татьяны Лариной — блистательная Ольга Лерман. Помимо прекрасных актерских работ этот спектакль отличается необыкновенной красотой, лаконичностью и технической сложностью. В нем много танцевальных и пластических сцен, музыку написал литовский композитор Фаустас Латенас, постоянный соавтор Туминаса. Команде создателей этого спектакля удалось найти сопоставимый по силе и масштабу эквивалент пушкинской поэзии. «Я пытался разрушить стереотипы, стремился к полифоничности, музыкальности, эмоциям, при этом хотелось избежать выспренности и ложной лиричности. Для меня было важно открыть новый смысл в характерах и сюжете», — говорил о своем «Евгении Онегине» Римас Туминас. Идеальный вариант, чтобы привить любовь к великой русской литературе у молодого поколения.
Сентябрь
Текст: Максим Андриянов
06 июня