На экраны выходит «Головоломка 2», новый анимационный фильм студии Pixar. Главная героиня, девочка Райли, продолжает взрослеть, а, следовательно, ее эмоции становятся сложнее. Рассказываем, каким получился долгожданный сиквел и почему в день премьеры ему удалось обойти по сборам «Барби» и «Дюну 2».
Pixar
Райли учится в школе и вместе со своими двумя лучшими подружками регулярно играет в хоккей. Их успехи на льду замечает титулованный тренер юношеской сборной и приглашает в летний подготовительный лагерь, откуда в случае положительных результатов прямая дорога в высшую лигу юниоров. Для девочки это большой шаг и начало перемен, но она еще не догадывается, какие изменения вот-вот произойдут в ее голове. Там пока что царит гармония: Радость, Печаль, Гнев, Страх и Брезгливость умело контролируют каждую эмоциональную реакцию Райли. Но внезапно командный центр подвергается запланированному расширению: вместе с новыми кнопками и рычагами в мозгу девочки поселяются новые эмоции.
Первой мы встречаем Тревожность, она нервная, импульсивная и склонна накручивать себя по пустякам. Именно ей предстоит сменить Радость на позиции главнокомандующего. Затем мы знакомимся с маленькой, но игривой Завистью, огромным неуклюжим Стыдом и развалившейся на диване со смартфоном в руках Хандрой. Иногда в командный отсек заглядывает бабушка Ностальгия, но эти моменты длятся не больше парочки секунд.
Кадр из мультфильма/Disney
Райли тем временем в шоке от новых ощущений: она тревожится, что не сможет понравиться старшим девочкам, завидует стильной красной челке капитана команды, стыдится своих музыкальных предпочтений и порой откровенно хандрит. В общем, типичный подросток, которого мало что радует и много что бесит. Правда, Радость такой расклад не устраивает, и она всерьез намерена вернуть контроль над Райли.
Вышедшая девять лет назад «Головоломка» до сих пор восхищает тем, как она доступно, информативно и в развлекательной форме объяснила основные принципы работы психики человека и особенно ребенка. Это было не просто изобретательно и увлекательно, но еще и свежо. Сейчас, когда сформировался целый тренд на ментальное здоровье и все больше людей ходят к психологам, прорабатывают травмы и бережно заботятся о психике своих детей, выход «Головоломки 2» как нельзя кстати.
Кадр из мультфильма/Disney
Фильм отлично подойдет как часть комплексной терапии для взрослеющего ребенка. Для начала здесь здорово показано, какой хаос и беспорядок творится в голове подростка, которого распирает от новых чувств, а он не знает, как на них реагировать. Пример Райли образцовый: наблюдая за героиней, юный зритель поймет, что все эти мысли в его голове, смена предпочтений, сомнения и тревоги — это все нормально. Это часть процесса, и взросление необязательно должно быть болезненным.
Главная мысль «Головоломки 2» — принятие себя. Будучи подростком, ты хочешь выглядеть круче, хочешь уважения старших, хочешь понравиться всем и сразу, но при этом предаешь себя и тех, кто тебе по-настоящему близок. Тех, кто уже полюбил тебя за то, кто ты есть. В этом посыле вся важность второй «Головоломки», последовательно продолжающей идеи оригинала. Нельзя достичь счастья, пока ты не обретешь гармонию с самим собой.
Гениальность первой «Головоломки» заключалась в том, что фильм Пита Доктера филигранно удерживал баланс между детским развлекательным мультфильмом и взрослой анимацией, рефлексирующей на тему сложности человеческой психики. Это было продуманное до мелочей кино: дети смеялись от задорной Радости и наслаждались конфетной палитрой подсознания Райли, а взрослые с удивлением смотрели, как создатели оригинально в художественном плане показали абстрактное мышление, и рыдали от просьбы Бинго-Бонго свозить Райли на Луну.
Кадр из мультфильма/Disney
Вторая «Головоломка», снятая дебютанткой Келси Манн, в этом смысле заметно уступает. Детям определенно будет все так же весело, а вот аудитории постарше теперь досидеть до финала чуточку сложнее. Количество удачных шуток поубавилось, да и воображение самих авторов на этот раз ограничилось изображением потока сознания, древа убеждений, бездны сарказма, горы Крашмор и мозгового шторма. Но по сравнению с аутентичностью и визуальным разнообразием первой части новые локации как-то не спешат откладываться в долгосрочную память после просмотра.
Основная проблема сиквела, наверное, в самой истории Райли. Она слишком уж шаблонная и очерчена общими мазками: банальные ссоры, сомнительные поступки, надуманные подростковые драмы. Все это мы видели в сотнях стандартных историй взросления. И если во время просмотра первой «Головоломки» казалось, что это про тебя (неважно, сколько тебе лет и какого ты пола, настолько это было универсально), то во время просмотра «Головоломки 2» кажется, что это вообще про всех на свете и ни про кого конкретно.
Пусть «Головоломка 2» и не так хороша, как оригинал, этот мультфильм по качеству все же на порядок выше всех релизов студии Pixar со времен выхода «Луки». К тому же успех картины подтверждают и кассовые сборы: такие цифры на старте боссы Pixar видели в последний раз лишь до пандемии. Вполне вероятно, «Головоломка 3» — это лишь вопрос времени. Впереди у Райли взрослая жизнь, с которой многие даже после 30 разобраться не могут. Так что, если мультфильм пойдет по стопам трилогии Ричарда Линклейтера «Перед…», рассказывающей о судьбе тех же самых героев на трех разных отрезках жизни, и продолжит объяснять сложные вещи понятным языком, мир определенно станет чуточку проще.
Текст: Вадим Богданов
18 июня