До 8 сентября в «Экспоцентре» проходит Московская международная книжная ярмарка. Литературный критик Ксения Рождественская рассказывает про семь новинок, на которые стоит обратить внимание.
МИФ
Городское фэнтези о потерянном книжном, утерянных рукописях и растерянных душах. И о любви, конечно. Генри ищет книжный магазин в Дублине, который должен стоять вот на этом пустыре, рядом с домом номер 12, но никакого магазина там нет. Генри вообще одержим поисками утраченного: кто знает, сколько рукописей великих писателей лежат в банковских ячейках или на чьих-то чердаках? Марта нанялась в прислуги в тот самый дом номер 12, о книгах она знает мало, но зато, как только она видит человека, ей сразу становятся известны все его тайны. Что до книжного магазина, его когда-то открыла одна из величайших фигур в книготорговле XX века — Опалин Карлайл, сбежавшая в 1921 году из дома и нашедшая работу в знаменитом парижском книжном «Шекспир и компания». Магический реализм для тех, кто влюблен в книги, любовный роман для тех, кто, как и писательница Иви Вудс, считает, что волшебные истории «помогают вообразить жизнь намного большую и лучшую, чем любые твои мечты».
«Лайвбук»
Не самый талантливый писатель Джейкоб Финч-Боннер («Финч» он добавил, чтобы намекнуть на роман «Убить пересмешника») ведет курсы литературного мастерства. Один из его студентов, выскочка и хам, уверен, что напишет бестселлер, каких не было еще никогда. Узнав главный поворот сюжета, Джейкоб вынужден со своим учеником согласиться: это будет бестселлер. Через несколько лет выясняется, что студент умер, не успев ничего написать. Но такой сюжет не должен пропасть! Финч-Боннер пишет книгу, получает кучу денег, у него налаживается личная жизнь, его приглашают на радио и на встречи с читателями, роман собирается экранизировать Спилберг. Но оказывается, есть человек, который точно знает, что Джейкоб — вор. «Сюжет» замешан на аллюзиях и литературных шутках, но в нем есть и тихий ужас неталантливого писателя, и детектив, и охота на внутренних монстров, и костры амбиций. В сущности, это ядовитое перечисление всего того, что можно украсть у другого человека. Можно, например, своровать сюжет. Или славу. Или деньги. Или жизнь.
NoAge
Теперь любое воспоминание можно записать при помощи специальной машины, а значит, его можно пережить заново. И любое воспоминание можно продать — для этого существуют даже специальные аукционы. Габриэль, парижанин с душой возвышенной и просвещенной, покупает чье-то воспоминание о премьере «Федры», состоявшейся в 1942 году, и неожиданно влюбляется в одну из зрительниц. Теперь он готов на все, лишь бы найти как можно больше связанных с ней воспоминаний. На другой стороне мира Роуз, юная нью-йоркская танцовщица, мечтает получить роль в бродвейском мюзикле. Понятно, что эти двое должны когда-нибудь встретиться, но, кажется, Габриэль совсем потерял голову от дамы из прошлого: он выясняет, как ее зовут, прослеживает всю ее жизнь, узнает все ее тайны и никак не может смириться с тем, что ее давным-давно не существует. Удивительно старомодный любовный роман во французском духе, то есть размышления о природе любви и о том, что чувства рождаются не в груди, а в мозгу, — эти размышления порой оказываются важнее, чем сама любовь.
Inspiria
Маленькие истории о жителях Токио, на первый взгляд не связанные между собой: вот к неопрятному татуировщику приходит девушка и просит вытатуировать у нее на спине весь город; вот кто-то отлавливает бездомных, чтобы зачистить Токио накануне Олимпиады; вот американка, живущая в Японии, хочет перевести на английский книгу о кошках; вот детектив берется за новое дело... Но потом эти судьбы начинают переплетаться, как улицы Токио, где так легко заплутать. Трехцветная кошка с кем-то из героев просыпается, кого-то страшно раздражает, а иногда просто проходит по соседнему переулку, меняя жизни всех, кто не может себя найти. Это очень разные жизни и разные рассказы: тут есть и фотографии с записями в блоге, и стихи, и манга о кошке и ее мимолетных владельцах. Тут есть все, что иностранец знает о Токио и вообще о Японии: хайку, сакура, хикикомори, Токийская телебашня, — и все, что о Токио знает лишь тот, кто там живет. Книга об одиночестве, несовпадении и совпадениях. Ник Брэдли, кстати, долго жил в Японии, преподавал японский и английский, а кандидатскую написал о значении кошек в японской литературе.
Individuum
В своей новой книге визионер, поэт, гений, безумец, режиссер Вернер Херцог, как и всю свою жизнь, блуждает в вечных поисках. Летописец хаоса, автор диких фильмов вроде «Человека-гризли» или «Агирре, гнев божий», он снимался в «Мандалорце», так и не посмотрев «Звездные войны», он ел на спор собственный ботинок и не знал о существовании кино первые 11 лет своей жизни. О чем бы он ни писал — о Нероне или Майке Тайсоне, о «потемкинских деревнях» или своих снятых и неснятых фильмах — он вновь и вновь рассуждает об экстатической правде — той, что правдивее фактов, о «далекой сияющей цели, тлеющей где-то там, вдалеке». Херцог исследует концепцию постправды и фейк-ньюс всех времен и народов, задается вопросом, возможно ли создание «цифрового железного занавеса», поет хвалу опере как искусству невероятного и ищет правду там, где она появляется лишь под его взглядом. Последняя глава книги «Будущее правды» состоит из двух строчек: «У правды нет будущего, но у правды нет и прошлого. Но мы хотим, мы будем, мы должны, и мы можем не оставлять ее поиски».
«Альпина нон-фикшн»
Прямая противоположность книги Херцога, роман человека, который правду уже нашел и готов ею поделиться. Если кто-то еще сомневался в том, что братушка Эмир Кустурица, кинорежиссер, музыкант и артист разговорного жанра, все делает размашисто — снимает кино, любит, ненавидит, обвиняет и разгадывает тайны бытия, — то после «Мятежного ангела» сомнений не будет. Сразу же, в предисловии, Кустурица бросается в рассуждения о споре с самим собой, об истине, заложенной в великих произведениях искусства, и о чипах, которые Илон Маск собирается вставить всем в мозг. Формально это книга о немецком писателе Петере Хандке — точнее, о том, как Хандке идет к своей Нобелевской премии: сквозь воспоминания самого Кустурицы, войну, историю, чужие рассказы и фильмы, прямо в Стокгольм. То и дело в книге появляется ангел Кассиэль из «Неба над Берлином», сценарий к которому написал Хандке, то и дело в книге сгущается сараевский туман (у Хандке особое отношение к Сербии и Милошевичу), а Кустурица самозабвенно и размашисто сеет истину.
НЛО
Это действительно путеводитель — коротенькое стихотворение Игоря Северянина, написанное в 1910 году, оказывается пространством, по которому можно путешествовать сколь угодно долго, задерживаясь у каждого указателя, у каждой развилки. Стихотворение о девочке, пожалевшей ласточку, обрастает мечтами и опытами, текстами и контекстами. Богданова интересует все: от северянинской манеры чтения до девочек-ангелочков на почтовых открытках 1910-х годов, от концепции детских слез в литературе до отношения Северянина к музыке; глава «Пьяный поэт» переговаривается с главой «Глупый поэт», и лишь в сносках автор позволяет себе пофантазировать: как были одеты герои стихотворения, можно ли вылечить ласточку с такими травмами. Стихотворение Северянина, как и любой литературный текст, становится для Богданова основой для бесконечно ветвящейся истории, дверью в целую Вселенную. В нашу Вселенную.
05 сентября