Москва глазами художников: где увидеть картины с изображением города

Москва глазами художников: где увидеть картины с изображением города

Как раньше выглядела Москва и что изменилось с тех пор, можно узнать не только по учебникам истории, но и по картинам известных художников вроде Василия Поленова или Константина Коровина. Арт-обозреватель Елена Шарова рассказывает, на каких полотнах увидеть любимый город.

Василий Поленов. Московский дворик

Москва глазами художников: где увидеть картины с изображением города

Василий Поленов. Московский дворик. 1878

Дворянин и петербуржец Василий Поленов окончил Академию художеств с золотой медалью и получил шестилетнюю поездку в Европу для продолжения обучения. Рим не впечатлил художника, а вот Париж, напротив, поразил. Он жил там в мастерской у своего друга Ильи Репина, посещал салон Полины Виардо, возлюбленной Тургенева, и, конечно, знакомился с местными художниками. Вместе с французами начал выходить на пленэры, то есть писать пейзажи с натуры, на открытом воздухе. Но главным вдохновением были воспоминания о русских пейзажах, по которым Василий Дмитриевич тосковал в поездке.

По возвращении из-за границы он и написал «Московский дворик» — полотно, которое впитало в себя всю прозрачность и неиспорченность утра. Такое утро бывает только в детстве — когда тебя уже умыли, накормили кашей, впереди длинный день и можно играть на траве у дома. Неслучайно Поленов как раз и пишет этих карапузов на лужайке в центре композиции, чтобы подчеркнуть чистоту впечатления.

Интересно, что это вторая вещь у Поленова с одним и тем же видом. За год до этого «Московского дворика» был написан другой, но без людей и в вертикальном формате. Первый вариант более сдержанный по колориту, и в нем меньше этой звенящей праздничности лета.

В варианте работы 1878 года он отводит больше места церкви Спаса Преображения — белому храму с колокольней, добавляет справа храм Николы в Плотниках (теперь, увы, утраченный) и выкручивает световое звучание куполов церкви Спаса на Песках: так они нарядно контрастируют с пронзительной голубизной неба. «Московский дворик» показали на выставке передвижников, где его в свою коллекцию приобрел Павел Третьяков. Сейчас произведение можно увидеть на выставке в новом корпусе Третьяковки на Кадашевской набережной.

Поленов показал: пейзаж может передавать настроение. Необязательно писать что-то назидательное, можно останавливать хрупкие мгновения жизни в картинах. Подхватил это и Константин Коровин.


Константин Коровин. Москворецкий мост

Москва глазами художников: где увидеть картины с изображением города

Константин Коровин. Москворецкий мост. 1914

Знаменитый импрессионист писал много морских пейзажей, любовался свежестью цветов в вазах, подмечал радость от обедов с друзьями в садах, легкость и праздничность в образах своих близких. При этом москвич Коровин не так много писал свой город.

Поэтому особенно ценна работа «Москворецкий мост» из собрания Исторического музея. На полотне 1914 года художнику удается поймать столицу в момент смены веков. Он точно подмечает, как отступает XIX век и начинается век ХХ: рядом с конным экипажем уже звенит по мостовой красный трамвай. Мы видим старый Москворецкий мост, в 1936–1938 годах прилегающую к нему часть Москворецкой улицы снесли, а сам мост подняли над водой повыше и сделали длиннее — одним из авторов реконструкции был архитектор Алексей Щусев. И если Поленов показывает Москву летом, то Коровин приглашает нас взглянуть на город весной, когда Москва-река вдыхает пропитанный солнечными лучами воздух и освобождается от ледяных оков затяжной зимы. Как будто слышится это движение льдов, звон трамваев, шум.


Юрий Пименов. Новая Москва

Москва глазами художников: где увидеть картины с изображением города

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937

Москва у Коровина набирает скорость — и не сбавляет в работе 1937 года художника Юрия Пименова. Известно, что для полотна позировала его любимая жена Наталья Константиновна.

Женщина за рулем в 1930-е впечатляла современников. Машин на улицах было меньше, а водили их мужчины. Художник приглашает нас взглянуть на город после дождя, который блестит чистотой. Интерес к стремительно меняющейся, юной, умытой Москве резонирует с более поздним по времени фильмом Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» и, конечно, с замечательными строками Бориса Пастернака: «Опять опавшей сердца мышцей / Услышу и вложу в слова, / Как ты ползешь и как дымишься, / Встаешь и строишься, Москва».

Фото: Юрий Пименов. Новая Москва. 1937

Елена Шарова

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

22 января

Новости