Лучшие российские фильмы года: топ-10. Выбор кинокритика

Лучшие российские фильмы года: топ-10. Выбор кинокритика

Кажется, в российском кино намечается возникновение своей новой волны 2020-х: половина фильмов в списке сняты молодыми дебютантами, которые не уступают работам заслуженных мастеров. В десятке лучших — призеры фестивалей, две картины с оскаровскими номинантами и даже неожиданный привет из 1990-х. Кинокритик Иван Афанасьев собрал десять лучших отечественных картин, по которым мы будем определять положение дел в нашем кино в 2025-м.

«Ветер»

Кадр из фильма «Ветер»

Эпического масштаба былина по нереализованному сценарию культовых Петра Луцика и Алексея Саморядова, авторов «Окраины», чей продюсер, Сергей Члиянц, и снял этот фильм — спустя почти 30 лет после предыдущего. Былинный истерн пополам с загадочной постапокалиптикой и библейскими мотивами о двух мужчинах, что идут не пойми куда, в поисках не пойми чего, по земле, где почти никого и ничего не осталось, кроме зла. Одно из сильнейших впечатлений года.

16+


«День рождения Сидни Люмета»

Кадр из фильма «День рождения Сидни Люмета»

Один из лучших дебютов в этом году — автобиографическая картина Рауля Гейдарова, спродюсированная Алексеем Учителем. Семнадцатилетний Дато, живущий на юге России 2000-х, мечтает стать режиссером, но для этого нужно сперва вырваться из глуши, в которой он вырос. Казалось бы, что можно вытащить из столь банальной и обыденной завязки, скажет кто-то — и тем удивительнее, сколько режиссерской мощи в этой простой на первый взгляд истории, которая цепляет и не отпускает от начала до самого финала, где и выяснится, кстати, почему фильм так называется.

16+


«Здесь был Юра»

Кадр из фильма «Здесь был Юра»

Еще один потрясающий дебют — в этот раз Сергея Малкина, который делает кино на стыке нежности и дерзости. В предыдущих его работах было очень трогательно и одновременно дико смешно про любовь между мужчиной и женщиной, теперь — про любовь к панк-року и ближнему своему.

Двум оболтусам вынужденно вверяют заботу о недееспособном дяде одного из них — и это меняет жизни и их, и окружающих. Кино без лишнего подтекста, от которого сердце начинает биться чаще. Плюс неузнаваемый Константин Хабенский, который за весь фильм не произносит ни слова.

18+


«Легенды наших предков»

Кадр из фильма «Легенды наших предков»

Во времена конвейера однообразных фильмов, в которых сказочных персонажей используют и в хвост и в гриву как витрину для денег, фильм Ивана Соснина («Далекие близкие») смотрится случайно найденным бриллиантом.

Это история про журналиста, который по указке назойливого языческого божка вынужден поехать на Урал, чтобы там собирать местные легенды. Заодно с ним путешествует и дочь, с которой они не в ладах. Если и разговаривать о важном, то исключительно на таком языке — человечном, доступном, веселом и крайне увлекательном.

12+


«Лермонтов»

Кадр из фильма «Лермонтов»

Небывалой красоты картина о последнем дне из жизни легендарного поэта. Самая масштабная в карьере «нового тихого» Бакура Бакурадзе — между сценариями к «Вызову» и «Салюту-7» он снимает вот такое кино. Но если сам фильм, в общем, в нормальном смысле предсказуем (особенно финал — простите!), то как минимум вас искренне удивит исполнитель главной роли. Комик Илья Озолин — одно из главных открытий года: сочетание внешней тонкости и одновременно внутренней дерзости делает его довольно необычным артистом нашего кино.

18+


«На выброс»

Кадр из фильма «На выброс»

Редкий российский мультфильм можно смотреть с одинаковым удовольствием и взрослым, и детям, но теперь уже четырежды номинант на «Оскар» Константин Бронзит кое-что в анимации понимает! Сюжет о выброшенном на помойку галстуке, который пытается вернуться к хозяину, а заодно помочь другим «выброшенкам» найти некий рай — звучит странно. И тем более удивительно, как в этой дурацкой с виду завязке такое огромное количество смысла, изобретательности, гэгов и, главное, человечности.

6+


«Над вечным покоем»

Кадр из фильма «Над вечным покоем»

Новая лента теневого классика нашего кино Светланы Проскуриной («Перемирие»), которая, увы, едва ли выйдет в прокат, потому что с точки зрения коммерции это полный провал, зато с точки зрения искусства — штучная вещь (так что ловите на показах и фестивалях). Это такой балабанов-кор в духе «Груза 200» про мать, чей сын совершил убийство, и теперь она готова пойти абсолютно на все, лишь бы уберечь его от тюрьмы. Фильм, после которого вам, возможно, будет очень плохо — но это и хорошо: безопасная шоковая терапия помогает от расчеловечивания.

18+


«Пророк. История Александра Пушкина»

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

Феликс Умаров в индустрии уже далеко не один год, но только сейчас о нем заговорили — все благодаря лихому рэп-мюзиклу о великом русском поэте, которого с апломбом и, простите, мощнейшим флоу отыгрывает номинант на «Оскар» Юра Борисов. Можно говорить что угодно: что это издевательство над классикой, что это пересказ «Википедии», что это просто кино, собранное из всех других мюзиклов. Но факт в том, что ничего даже близко похожего по крутости и дерзости в нашем кино мы не видели со времен «Стиляг».

18+


«Сводишь с ума»

Кадр из фильма «Сводишь с ума»

Тихой сапой пустяковый с виду фильм Дарьи Лебедевой собрал более 100 миллионов рублей в прокате — почти без рекламы, исключительно за счет того, что он здорово завирусился в интернете, ну и просто отлично сделан. Легкая снаружи, но глубокая по своей сути история о двух молодых людях, которые видят жизнь друг друга через зеркало в ванной, напоминает лучшие образцы голливудских ромкомов, но при этом с питерским духом, русской тоской и большим, как Россия, сердцем. Посмотрите — с виду пустышка, на деле отличное кино, которое не стыдно показать на публике.

16+


«Фейерверки днем»

Кадр из фильма «Фейерверки днем»

Еще один фильм, который будет очень непросто найти в прокате, но вы постарайтесь. Это чисто чеховская по настроению и сюжету история о трех сестрах, живущих вместе с папой в родовом гнезде, откуда крайне не хочется уезжать. Но однажды приезжает партнер отца из Китая, чтобы провести оптимизацию его бизнеса — и, возможно, от дома придется отказаться.

Кино, в котором много смеха, грусти и доброты, с отличными актерскими работами (особенно стоит отметить «российского китайца» Ван Бина) и монтажом, который живительным клеем собирает почти бессобытийный фильм во что-то совершенно невероятное.

16+

Фото: кадр из фильма «Здесь был Юра»

Иван Афанасьев

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

10:03