Наверняка вы не раз слышали разные страшные истории о московском метро, Метро-2, призраках и подземном городе. Гость «The City. Говорим» Константин Филоненко, социолог, автор подкаста и книги «Социология стрема», рассказал нам, как рождаются городские легенды, и что на самом деле стоит за аэрофобией.
Ребенка, когда он растет, пугает гораздо больше абстрактных вещей, чем подростка. Дети боятся мест, а подростки – людей. То есть страх – это отчасти такая социализация. Всегда за страхом есть что-то еще. Если разобраться, то аэрофобия, знакомая многим людям – это страх потери контроля, агентности, способности воздействовать на ситуацию. Ты просто сидишь и не понимаешь, как работает самолет. Получается, что страх смерти далеко не первое, из-за чего человек на самом деле боится летать.
Это история, которую люди рассказывают друг другу в интернете и которая обязательно должна напугать. Обязательные условия крипипасты – анонимность и вирусность. Это такая форма сетевого фольклора.
В плане городских легенд Москва – богатый город. Огромное их количество распространяется даже среди людей, которые далеки от сетевого фольклора. Много историй про метро, Метро-2, исторические анекдоты.
Отдельная группа историй – сталинская Москва. Например, говорят, что под домом на Котельнической набережной, то под главным зданием МГУ есть огромный холодильник или золотая статуя Сталина. Или что призрак Берии выслеживает молодых девушек. В целом тоталитаризм хорошо способствует возникновению городских легенд.
Эфир The City от 25 января
Моя любимая история – про одно из зданий на Осеннем бульваре, где есть так называемый дом самоубийц. Это место обросло домыслами, что якобы не просто так там совершаются эти поступки. Там же рядом расположен НИИ. Люди все это между собой связывают. А еще после смерти Бориса Ельцина вышла книга, в которой указывалось, что он был прописан как раз в этом здании. То есть люди связали страшные истории и с Ельциным. Это отличный пример, как мистическая история обрастает дополнительными деталями и избавляется с годами от старых.
Почему останавливается поезд в тоннеле? Потому что подземные дети переходят дорогу – поэтому такая большая ротация машинистов. Ведь вы часто видите объявления о наборе машинистов? Они просто сходят с ума из-за того, что видят этих детей.
А еще можно попасть в другой мир, если совершить определенный набор действий. Например, выходишь на станции, а на самом деле это уже другое место и ты попал в другой мир, где все более мрачное.
Причин сомневаться, что Метро-2 есть в действительности, не существует. Говорят, якобы там рельсы, утопленные в бетоне, чтобы по ним можно было ехать не только на поезде, но и на машине.
Текст: The City
27 января, 2021