В «The City. Говорим» главный редактор The Flow Андрей Никитин рассказал, как он относится к Моргенштерну*, является ли рэп главной музыкой наших дней и куда пропали батлы.
Стал ли рэп главной музыкой — большой вопрос. Так думают только те, кто его слушает. Но есть много людей, для которых не стал.
Есть распространенное мнение, что рэп в 2010-м победил все остальные жанры, хотя поначалу ему не было места на радио и телевидении. Он одним из первых научился использовать интернет в своих целях: треки можно выпускать в Сети — мы идем туда! Первым сервисом, который официально подписал договоры с лейблами, стал «ВКонтакте», и рэперы начали зарабатывать. И это стало большим шагом, жанр попер. Это была авторская музыка, которая освободилась от продюсерских инвестиций.
YouTube тоже стал альтернативной площадкой: вместо MTV и «Муз-ТВ» можно нести свои клипы туда. Именно там они достреливают до аудитории.
Большое заблуждение считать, что расцвет рэпа — это батлы Versus. Это просто отдельная ветка, она не имеет прямого отношения к этому жанру. Есть много примеров, когда участники батлов не реализовали себя в музыке. Мало кто из батл-рэперов сделал себе карьеру, они редко записывают альбомы и песни или не умеют делать это классно. Батлы сейчас опять ушли куда-то в подвалы. Примут ли они снова какую-то интересную форму — большой вопрос.
Баста/Gazgolder.com
Мы можем судить о популярности рэп-артистов по концертным сборам. «Олимпийский» — у Оксимирона* и Басты. В денежном выражении это явно намного круче всего батл-рэпа. И эта верхняя точка показала, что музыканты могут реально много зарабатывать. Рэп стал бизнесом.
Есть трушные рэперы, а есть нетрушные. Когда только начиналось рэп-движение в нашей стране, были группы, которые рассказывали правду улиц, а были коммерчески сделанные артисты типа Децла. Люди с улиц часто обвиняли его в том, что он нетрушный, хотя у него были неплохие композиции. Их главный посыл в том, что рэп не для денег, он должен быть другим: искренним, настоящим.
Раньше быть андеграундным рэпером было проще, потому что не предполагалось даже возможности заработать. Сейчас можно, оставаясь собой, зарабатывать. Про тех, кто говорит, что раньше все делали без денег, за идею, у Noize MC* есть хорошая фраза — «путали принципы с комплексами».
Если мы включим молодых российских рэперов, то не услышим разницы с западными артистами. Все стали звучать одинаково. Очень сложно найти какую-то фишку. Помню великих продюсеров 2000-х из США. Какой-нибудь Фаррелл Уильямс, у которого был свой саунд, — ты узнавал сразу, что этот бит спродюсировал Фаррелл. Сейчас многие записывают аудиотег — обычно фразу, по которой узнают артиста. Фарреллу не нужен был такой аудиотег, его и так узнавали. Сейчас, если кто-то открыл что-то новое, за ним сразу все повторяют.
Меня он порой бесит, порой развлекает. Но чаще все-таки бесит. Он не рэпер, а талантливый апроприатор, который просто взял все, что ему показалось правильным. Он изначально был блогером, который показывал никчемность рэпа. Он властелин детских умов.
*признан иноагентом Минюстом РФ
18 июня, 2021