Оксана Бондаренко: «Каждый третий человек имеет отношение к транспортной инфраструктуре»

Оксана Бондаренко: «Каждый третий человек имеет отношение к транспортной инфраструктуре»

В «The City. Говорим» директор Музея транспорта Оксана Бондаренко рассказала о том, чего ждать посетителям музея, каким будет транспорт будущего и почему «Москвич» — самый кинематографичный автомобиль.

О Музее транспорта как поп-ап-пространстве

Музей в том числе существует в поп-ап-режиме. Но, помимо этого, на Северном речном вокзале у нас есть полноценное экспозиционное пространство. Музей сейчас осуществляет движение к своему будущему большому дому.

В историческом зале ожидания на Северном речном вокзале раз в 2,5 месяца возникает site-specific — тотальная инсталляция, посвященная той или иной теме. Тема 2021 года — экология транспорта. Насущная тема не только для нас как для музея, но и в первую очередь для транспортной инфраструктуры. Что, как не транспорт, должно первым реагировать на экологическую повестку? Мы художественным языком раскрываем эту тему в более доступном формате для неподготовленного зрителя.

Тема следующего года в поп-ап-пространстве — транспортное будущее, или транспортный футуризм.

О транспорте будущего

Говоря о тенденции, которая идет глобально во всем мире, — в будущем будет электротранспорт и замена двигателя внутреннего сгорания электрическим двигателем. К электрическому транспорту относятся трамваи, электробусы, метро и так далее. Сейчас роскошный транспорт прошлой эпохи можно увидеть в нашем музее: например, автобусы ЛАЗ-695 или троллейбусы ЗИУ-8 и ЗИУ-5.

О выставке «Мечта москвича»

Оксана Бондаренко: «Каждый третий человек имеет отношение к транспортной инфраструктуре»

Экспозиция строится на том, что связано с личными персональными историями и ассоциациями — такой будет и наша постоянная экспозиция. Хочется начать с места, где выставка «Мечта москвича» появилась. Павильон № 26, который располагается на Площади промышленности на ВДНХ рядом с павильоном «Космос», в 1967 году был назван «Транспорт СССР».

В 1990-х годах в нем прошла последняя выставка, посвященная транспорту. Он служил складом для оборудования и декораций. Для нас очень почетно и трогательно не только то, что 30 лет спустя историческая надпись фасада вновь появилась на портике самого павильона, но и то, что в это место вернулись транспортные смыслы. Первая выставка посвящена сердцу нашего автопрома — автомобилю «Москвич». Какой еще город мира может похвастаться тем, что у него есть именной автомобиль? Это не просто история автомобиля, это история целой страны через призму этой автомарки и история тех легендарных людей, которые имели отношение к ее созданию.

О самой интересной истории про «Москвич»

Гоночная история «Москвича» началась в конце 1940-х годов. Послевоенная Москва, коллектив МЗМА (Московского завода малолитражных автомобилей) выступает с инициативой перед руководством и просит создать гоночную команду внутри самого завода для того, чтобы собственными силами участвовать сначала во внутрироссийских гонках. Уже в 1970-е годы автомобиль «Москвич» выходит на международную арену — на длинные сложнейшие дистанции Лондон — Сидней и Лондон — Мехико.

И вот в заезде на трассе Лондон — Мехико, кстати, участвовали пять наших команд — три из них пришли на стадион «Ацтека». Причем вторыми! Уступив только Ford, что не стыдно. При этом обойдя Porsche, Mercedes, Volkswagen и Opel. Одна из самых трогательных историй этой выставки.

О самой кинематографичной машине

Выставка начинается со слов «кумир миллионов, народный любимец». Потому что исторически на этот автомобиль была возложена миссия — стать первым доступным средством передвижения. Он был монополистом на рынке. Что же, как не его, снимать в кино? Идея этой выставки — показать историю развития и жизни автомобиля через призму кинематографа. Она появилась случайно, после просмотра фильма «Зеленый огонек», где тот самый 407-й «Москвич» говорит голосом Зиновия Гердта. Стало очевидно, что историю «Москвича» в этой лиричной части экспозиции нужно рассказать через призму кинематографа.

Об автомобильных артефактах

Каждый третий человек имеет отношение к транспортной инфраструктуре. Музей транспорта Москвы — молодая, растущая институция. Мы решили показательной и знаковой эту возможность сделать для всех и запустили кампанию «Делаем музей вместе» по сбору транспортных артефактов для будущей постоянной экспозиции. Так, если у кого-то есть нечто памятное, имеющее отношение к транспортной инфраструктуре конца XIX — XX века (фотографии, игрушки, билетики в метро), чем вы готовы поделиться с Музеем транспорта, мы ждем вас. Заполнить анкету и подробнее узнать про кампанию можно на сайте музея.

Эфир The City от 4 октября

Фото: Getty Images

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

08 октября, 2021

Новости