Триумф «Паразитов» и приз для Бандероса: итоги Каннского фестиваля

Фестиваль в Каннах завершился победой фильма «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо. Кинокритик Егор Москвитин – о картине-победителе и об итогах конкурса в Каннах.

Золотая пальмовая ветвь: «Паразиты», режиссер Пон Чжун Хо

Триумф «Паразитов» и приз для Бандероса: итоги Каннского фестиваля

Фото: IMDb

Это своеобразная выставка достижений южнокорейского кино, очень чувственного и экзотичного. Глубокая трагедия (противостояние бедняков и богачей в четырех стенах футуристического коттеджа) здесь преподносится как комедийный фарс. Глубокое гражданское высказывание звучит, словно ехидный анекдот. Но заразительный смех идет рука об руку с очистительным страхом – понятно, что история о семье нищих авантюристов, въехавших в роскошный дом под видом прислуги, не может закончиться хорошо. А режиссер настолько доверяет зрителю, что удерживается от произнесения морали фильма вслух: нам самим предложит решить, какая из двух семей – более опасный паразит. Важно, что кореец Пон Чжун Хо – еще и виртуозный жанровый мастер: ему отлично удаются и триллеры, и черные комедии, и боевики, и фантастика. Вот и «Паразиты» оказались абсолютно развлекательным и зрительским кино.


Гран-при: «Атлантика», режиссер Мати Диоп

Триумф «Паразитов» и приз для Бандероса: итоги Каннского фестиваля

Фото: Les Gilms Du Bal

Победу этого фильма некоторые списывают на то, что режиссер – чернокожая и молодая Мати Диоп из Сенегала, а кто-то – на его злободневность: это кино о мигрантах. Но рассказывается не о скитаниях беженцев по Европе, а о тех, кто остался ждать их дома. Искренне удивляют краски, которыми написана эта картина. «Атлантика» – одновременно и гимн морю, и молитва небу, и ода земле. Вымышленный небоскреб, который строят герои, возвышается над трущобами, как космический корабль. Когда людям не хватает сил самим добиться справедливости, на помощь приходят джинны. А история любви несчастной девушки и бедного парня неизбежно напоминает об Одиссее и Пенелопе. Зритель к концу фильма неизбежно задумывается: раз нас всех объединяют одни и те же мифы, то почему мы не можем жить в мире?


Приз жюри: «Отверженные», режиссер Ладж Ли

Триумф «Паразитов» и приз для Бандероса: итоги Каннского фестиваля

Фото: BBC

«Отверженные» начинаются с того, что подростки-бедняки с окраин Парижа пытаются вместе со всей страной отметить победу Франции в Чемпионате мира по футболу. А заканчиваются новыми баррикадами, которые полицейские строят, чтобы защититься от этих же детей. Но назвать виновных в новой революции невозможно – ясно лишь только, что она будет такой же великой, как и в 1789 году. Неидеальный, но захватывающий режиссерский дебют темнокожего француза Ладжа Ли.


Приз жюри: «Бакурау», режиссер Клебер Мендос-младший

Триумф «Паразитов» и приз для Бандероса: итоги Каннского фестиваля

Фото: IMDb

Еще один изобретательный фильм о классовой борьбе. В бразильской деревне, где живут потомки индейцев, объявляются вооруженные чужаки – богатые туристы из Америки, решившие поиграть в «Мир Дикого запада». Обычно такие фильмы – кровавые и мудрые, смешные и жуткие – часто показывают в полуночных секциях более демократчиных фестивалей. Например, в канадском Торонто и на американском «Санденсе». Но в респектабельных Каннах трэш-боевик смог как следует встряхнуть зрителей, напомнив, что о сложном можно говорить простым языком. И, видимо, жюри под руководством мексиканца Иньярриту сочло должным его за это поблагодарить.


Приз за режиссуру: братья Дарденны, «Молодой Ахмед»

Триумф «Паразитов» и приз для Бандероса: итоги Каннского фестиваля

Фото: IMDb

Благодаря этой премии бельгийские режиссеры собрали фулл хаус Каннских наград: до этого их фильмы дважды выигрывали Золотую пальмовую ветвь и удостаивались Гран-при (второй по значимости «ветки» фестиваля) и премий за сценарий и работы актеров. Теперь осталось получить Приз жюри. Но сперва Дарденнам, конечно, надо решить неразрешимые проблемы родной Европы. О том, как они это делают, читайте в рецензии на фильм «Молодой Ахмед».


Приз актеру: Антонио Бандерас, «Боль и слава»

Триумф «Паразитов» и приз для Бандероса: итоги Каннского фестиваля

Фото: IMDb

Бандерас сыграл самую женственную роль в своей карьере – и потому самую мужественную. Награда ему – это награда еще и Педро Альмодовару, ведь актер в фильме, по сути, изображает самого режиссера. И оба отважно и честно «снимают» перед камерой кожу, в которой живут. Подробности – в рецензии на «Боль и славу».


Приз актрисе: Эмили Бичем, «Малыш Джо»

Триумф «Паразитов» и приз для Бандероса: итоги Каннского фестиваля

Фото: IMDb

«Малыш Джо» – фантастический ужастик, который выглядит, как эпизод «Черного зеркала», прокравшийся в Канны, чтобы отомстить за весь Netflix (фестиваль, как известно, разорвал отношения с онлайн-кинотеатром). Ученые изобрели цветок, который своей пыльцой может делать людей счастливыми. Но побочные эффекты странного комнатного растения неизвестны – что не мешает героине Эмили Бичем взять образец домой. Победа актрисы – прекрасной, но не единственной на фестивале – многих удивила, но ее работа и впрямь хороша. Бичем играет женщину, одержимую своей карьерой настолько, что она не замечает, как превращается в мать на автопилоте. Собственного сына героиня растит с гораздо меньшим энтузиазмом, чем свой зловещий аленький цветочек – получилось и смешно, и страшно.


Приз за сценарий: Селин Скьямма, «Портрет девушки в огне»

Триумф «Паразитов» и приз для Бандероса: итоги Каннского фестиваля

Фото: IMDb

Кроме приза за сценарий «Портрет девушки в огне» получил еще и «Квир-пальму» – награду за освещение ЛГБТ-тем; на нее также номинировался российский фильм «Дылда». Иногда кажется, что запретная любовь – это последний сюжет мелодрам, который может сегодня глубоко тронуть зрителя. Ведь почти все истории про мужчин и женщин уже рассказаны, а настоящий героизм возможен лишь там, где есть жертвы и риски. Фильм Селин Скьяммы – именно такая история: полная и героизма, и жертв, и рисков. Действие происходит в XVIII веке. Художница под видом прислуги устраивается в богатый дом, чтобы тайком написать портрет юной девушки. Картина нужна как своего рода резюме, чтобы выдать беднягу замуж, но та замуж не хочет. Рисуя портрет, художница очаровывается красотой модели и начинает чувствовать себя предательницей; не творцом, но палачом. А как-то ночью они остаются в огромном доме совсем одни. Если честно, этот фильм кажется чересчур мелодраматичным. Но почетный приз заставляет искать этому мелодраматизму объяснение. И оно может быть таким: Скьямме важно было написать сценарий в стилистике романа XVIII-XIX веков именно для того, чтобы восстановить историческую справедливость. Ведь в те времена о таких героинях молчали.

Егор Москвитин

26 мая