Как в России появились рождественские открытки? Прочитайте отрывок об этом

Как в России появились рождественские открытки? Прочитайте отрывок об этом

В издательстве «Эксмо» вышла книга «Новый год и Рождество. Волшебная история зимнего праздника от древности до наших времен». Это иллюстрированная энциклопедия о том, как отмечали Новый год в России и других странах мира в разные эпохи. Публикуем отрывок из главы «Наши открытки» про появление первых рождественских почтовых карточек.

История праздничных открыток в России началась чуть позднее, чем в Европе. К сожалению, не на все вопросы, связанные с этой самой историей, сейчас можно ответить: 130–150 лет назад год изготовления открытки в типографии проставлялся редко, имя художника-оформителя тоже указывалось в основном лишь в том случае, если это был какой-то знаменитый мастер.

Известно, что первые почтовые карточки (или открытые письма) появились в России в 1872 году. Причем изначально изготавливать их имели право только те организации, которые подчинялись непосредственно имперскому Министерству почт и телеграфов. Прошло два десятка лет, прежде чем дозволение изготавливать открытки получили частные предприниматели.

Первоначально карточки, так же как и в Европе, выглядели скромно и никаких иллюстраций на них не было. Когда появились первые иллюстрации — вопрос очень интересный. Современники пишут, что уже в 1872 году была выпущена в свет небольшая партия иллюстрированных поздравительных открыток, на которых разместили репродукции картин известного тогда художника Николая Каразина. Но до нас ни одной такой открытки не дошло. Вернее, в коллекциях имеются каразинские открытки, но гораздо более позднего времени, например 1890-х годов.

И во многих книгах, посвященных старинным открыткам, вы можете увидеть информацию, что в России почтовые карточки с иллюстрациями появились только в 1895 году — это были открытки, украшенные фотографиями видов Москвы. А рождественские и новогодние открытки появились у нас и того позднее — только в 1898 году, когда благотворительная Община святой Евгении организовала собственное издательство и начала их изготовление.

Община состояла в основном из сестер милосердия, которые помогали фабричным рабочим, постоялицам женских приютов, воспитанникам детских колоний и прочим представителям «низших слоев».

Для того чтобы обучать персонал, закупать лекарства и медикаменты, нужны были деньги, и немалые. И именно чтобы получить их, в конце XIX века был начат выпуск первых российских рождественских открыток в издательстве Общины святой Евгении. Причем удалось привлечь к их оформлению знаменитых художников, таких как Елизавета Меркурьевна Бём и даже Илья Ефимович Репин. Уже через день-два после начала продаж покупатели смели с прилавков все запасы свежеотпечатанных открыток, и пришлось изготавливать дополнительный тираж.

С этого момента в России начался открыточный бум. И уже через несколько лет Община святой Евгении начинает выпускать специализированный журнал об открытках — «Открытое письмо». В качестве приложения к нему подписчики могли получить дорогие эксклюзивные открытки, которые не попадали в свободную продажу.

Как в России появились рождественские открытки? Прочитайте отрывок об этом

Конечно, к началу ХХ столетия открытки выпускала не только одна благотворительная община. Их начали изготавливать при больших издательствах, в типографиях, получили права на печать праздничных открыток и отдельные частные предприятия. Но если мы скажем, что до конца 1890-х годов жители Российской империи вообще были незнакомы с таким замечательным изобретением, как иллюстрированные открытки, это будет неправильно. Дело в том, что отдельные купцы и другие предприниматели завозили открытки из-за границы.

Так и появлялись в обиходе россиян изображения французского Пер-Ноэля или немецкого Крампуса. А иногда, что еще интереснее, на эти европейские открытки делали надпечатки по-русски: «С Рождеством!», «С Новым годом!».

Также в качестве открыток использовали фотопортреты — они продавались практически в каждом фотоателье. Например, фотографии членов правящей семьи. Можно было, конечно же, заказать свое собственное фото и отослать его родным, написав на обороте поздравление с праздником или просто последние новости. А можно было там же приобрести снимки красивых пейзажей, «портреты» симпатичных щенят или рысаков-рекордсменов. Все это использовалось в качестве открыток, тем более что размеры стандартного фото были примерно равны параметрам обычной открытки.

Одно из первых фотоателье принадлежало придворному фотографу Сергею Львовичу Левицкому. Именно он начал использовать искусственные фоны, ретуширование, вспомогательные предметы для сюжетной съемки.

Как в России появились рождественские открытки? Прочитайте отрывок об этом

Какие открытки были особенно популярны в России на рубеже XIX–XX веков? Какие знаменитые художники работали над их оформлением? В числе самых известных можно назвать имя Елизаветы Меркурьевны Бём (1843–1914). Она была выпускницей Рисовальной школы при Обществе поощрения художников в Санкт-Петербурге и уже через несколько лет после окончания обучения сотрудничала с издательствами, создавала иллюстрации для детских книг, делала эскизы игрушек.

Характерной чертой творчества Елизаветы Меркурьевны было то, что на многих ее рисунках главными персонажами были маленькие дети — в образах сказочных героев, богатырей, боярынь. Сочетание пухлых румяных мордашек со стрелецкими кафтанами, расшитыми жемчугом кокошниками, высокими шапками смотрелось очаровательно и трогательно. Художница была хорошо знакома с традициями русского лубка, и в ее работах часто встречаются лубочные приемы: например, короткие поясняющие подписи, иногда нравоучительные, иногда шуточные. А иногда роль подписей играют пословицы и поговорки.

Вот, например, открытка «Сердце сердцу весть подает», оформленная Елизаветой Бём специально для Общества святой Евгении в 1898 году. На ней изображение девочки в русском народном костюме, а рядом с ней фраза, давшая название открытке. Именно в этом — в передаче близким людям самых добрых пожеланий — вся суть праздничной переписки. Открытка не приурочена к какому-то конкретному празднику, как и многие в то время. Так что ее можно было использовать и как новогоднюю, и как рождественскую, и как пасхальную, и даже в качестве визитки или приложения к букету или подарку. Это изображение стало таким популярным, что тираж открытки после 1898 года, видимо, еще несколько раз допечатывали.

Фото: «Эксмо»

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости