Фильм «Фабельманы» Стивена Спилберга — главный претендент на «Оскар»? Разбирается кинокритик

Фильм «Фабельманы» Стивена Спилберга — главный претендент на «Оскар»? Разбирается кинокритик

24 января объявят номинантов на премию «Оскар», и среди главных кандидатов как на номинации, так и на статуэтки — «Фабельманы» Стивена Спилберга, автобиографическая драма взросления. Кинокритик Алина Кузьо разбирается, чем хорош, а чем не очень режиссерский взгляд в прошлое и правда ли у него так много шансов стать лучшим фильмом 2022 года по версии Американской киноакадемии.

Universal Pictures

Фильмы о том, как режиссер взрослел и становился великим под влиянием семьи, исторических предпосылок и просмотренных картин, — популярный жанр, что особенно бросается в глаза в последнее время. На прошлогоднем «Оскаре» заработал семь номинаций и награду за лучший сценарий черно-белый «Белфаст» Кеннета Браны. В 2022 году, помимо спилберговских «Фабельманов», которые ровно о том же, только взрослеет будущий режиссер в США, вышли и воспоминания о детстве Джеймса Кэмерона — «Время Армагеддона», наименее ностальгическая лента из трех. Чем фильм Спилберга хуже или лучше, чем отличается от собратьев по жанру?

Сэмми Фабельман (Гэбриел ЛаБелль), альтер эго Спилберга, влюбляется в кино с первого похода — на фильм «Величайшее шоу мира». Картина о передвижном цирке вышла в 1952 году, и на ее премьеру маленького Сэма отвели родители. Тот сначала испугался крушения поезда, затем увидел его во сне, а потом постарался повторить. Дома благодаря отцу-инженеру оказалось множество видеокамер, так что домашнюю железнодорожную катастрофу удалось заснять, а вот положить после этого камеру на полку — уже нет.

Несмотря на то что первый просмотренный Сэмом фильм снял Сесил Б. ДеМилль, его любимым режиссером стал Джон Форд, чьи ленты он долгое время переснимал с друзьями. Отсылки к картинам Форда можно встретить и в «Белфасте» Кеннета Браны, но далеко не только их — Брана, рассказывая, как он, такой прекрасный режиссер, получился, сыплет оммажами и цитатами, делает коллаж из чужих работ. Спилберг предпочитает вспоминать свои, с явным удовольствием переснимая первые киношаги, пытаясь вернуть себе, маститому мастеру, наивный детский взгляд.

Фильм «Фабельманы» Стивена Спилберга — главный претендент на «Оскар»? Разбирается кинокритик

Главной заслугой Спилберга в «Фабельманах» и кажется как раз этот взгляд, а точнее — его носитель, Сэмми. Спилберг, с одной стороны, оставляет у своего героя субъектность, рассказывает историю от его лица, а с другой — не преувеличивает его харизму или значимость, то и дело отодвигая его в сторону, пряча за объективом. Ну как, почти не преувеличивает. Сэм получает волны восхищения за каждый свой фильм, снятый то на восьми-, то на 16-миллиметровую пленку. Все, кто видит его работы, убеждены, что это призвание, кроме отца, который до последнего будет называть страсть Сэмми к кино хобби. И если сам Сэмми — мальчик с киноаппаратом, будущий великий режиссер, который познает мир, и этим его характер исчерпывается, то родителей Спилберг попытался сделать более сложными, более объемными. Другое дело, что, кажется, это ему не так уж удалось.

Несмотря на то что Мишель Уильямс претендует на номинацию за лучшую женскую роль — матери Сэма, ее Митци не слишком впечатляет. На словах и в описании ее образ может звучать более полным: талантливая пианистка, которая пожертвовала карьерой ради детей, модница и любительница посмеяться, которая всю жизнь хотела эмоций бóльших, чем получала от ежедневной рутины, настолько, что готова была везти детей поближе к торнадо и танцевать в неглиже у костра, скандализируя дочерей и покоряя двух главных мужчин в своей жизни — мужа и его лучшего друга. Это все Мишель Уильямс показывает излишне искусственно, произнося каждую фразу как на подмостках.

Пол Дано играет потерянного и несколько жертвенного отца, но в целом тоже не выглядит объемным и, кажется, не говорит за весь фильм ни одной запомнившейся фразы, не делает ничего, чтобы походить на важного в жизни Сэма человека, кроме разве что технического пояснения к тому, как работает кинопроектор. Это можно было бы объяснить некой отстраненностью взгляда Спилберга на отца, сознательным нежеланием погружаться в его чувства, но отцовская фигура всегда была важна для его героев, да и сам Спилберг уже не раз сказал, что «Фабельманами» хотел оживить родителей, которые совсем недавно ушли из жизни (дожив до 103 и 97 лет).

Фильм «Фабельманы» Стивена Спилберга — главный претендент на «Оскар»? Разбирается кинокритик

В целом кажется, что Сэм, если мы действительно наблюдаем за семьей его глазами, увлекался сюжетами и не различал личностных оттенков своих близких. Все три сестры сливаются в одну и мало чем отличаются, кроме роста, причесок и очков. Выделяется Джадд Хёрш в роли незабвенного дяди Бориса, который рвет на себе майку-алкоголичку и произносит одну из вдохновляющих речей о кино, которую Сэмми запомнит на всю жизнь. Ну и, пожалуй, Сет Роген, друг семьи и шутник, мечтательно смотрящий на Митци и громогласно распевающий песни у костра (кстати, герои так поют «Калинку-малинку», что в песне открываются неведомые грани). Правда, он же и мешает фильму, так как его грустная любовь к маме Сэма зачем-то рифмует «Фабельманов» с «Любит / Не любит» Сары Полли. Спилберг в интервью говорит, что давно, еще после «Грустной валентинки», заметил Мишель Уильямс и хотел подобрать ей роль, то есть эту параллель он не мог не заметить.

Ну и если заканчивать разговор о кастинге, то главный сюрприз, который заспойлерили все кому не лень, ждет зрителя в конце — встреча с любимым режиссером и Сэма, и нашим. Спилберг еще в 2011 году в интервью Джону Фавро рассказал о том, как в 15 лет побеседовал с Джоном Фордом и тот дал ему любопытный совет. В «Фабельманах» он дословно экранизирует этот анекдот.

Но так ли «Фабельманы» хороши, чтобы, к примеру, победить на «Оскаре»? И так ли универсальны? У Спилберга есть статуэтки за лучший фильм и лучшую режиссуру, но заработаны они были еще в прошлом веке — за «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана», скорее, картины-высказывания, эпопеи, чем личные истории.

При этом в «Фабельманах» тоже есть актуальность и контекст, а не только ностальгия. Когда Сэм попадает в калифорнийскую школу, он сталкивается с антисемитизмом и травлей. Другое дело, что эта часть не выходит на первый план и, не успев превратиться в драму, затмевается комичной историей первых отношений Сэмми с Моникой, барышней, которая считает, что Иисус — «секси». Эти комедийно-драматические качели и в оскаровской гонке могут пойти Спилбергу на пользу (вспомните «CODA: Ребенок глухих родителей», победителя прошлого года), но, с другой стороны, кажется, в этом году у Спилберга слишком сильные конкуренты. Как минимум другой лауреат «Золотого глобуса», «Банши Инишерина» — фильм куда более злободневный, с сильными актерскими работами и сценарием Мартина МакДоны, что само по себе обещает успех.

Мишель Уильямс наверняка уступит статуэтку Кейт Бланшетт и ее «Тар», так что, несмотря на то что у «Фабельманов» будет достаточно номинаций, из основных наград он может претендовать разве что на режиссуру. Если, конечно, карты не смешаются в последний момент и кто-то из конкурентов не выкинет какой-то фортель — как в прошлой году случилось с Джейн Кэмпион (режиссерка «Власти пса» спорно высказалась о теннисистках Уильямс, за что ей пришлось извиняться). Но наградной сезон часто полон неожиданностей, а Американская киноакадемия всегда — настоящих любителей кино. Так что кто знает, может быть, голосующие решат поностальгировать вместе со Спилбергом и сказать его фильму спасибо за искреннее признание в любви кинематографу.

Фото: Amblin.com

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться