Недавно на Netflix вышла игровая версия знаменитого аниме-сериала «Ван-Пис», одного из самых популярных в мире. Проект получил отличные отзывы от критиков и зрителей: стримингу наконец-то удалось угодить и новой аудитории, и фанатам оригинала. А какие еще киноадаптации популярных аниме-сериалов и японских комиксов манга были в истории? Кинокритик Иван Афанасьев приводит свой топ-10 — что логично, большинство из них сняты в Японии, хотя есть и голливудский проект, а также еще один сериал Netflix.
Драмеди о жизни двух девушек, которых (обеих) зовут Нана. Первая — амбициозная певица, мечтающая стать звездой панк-рока. Вторая — спокойная и тихая, сосредоточенная на отношениях со своим парнем. Их знакомство приводит к большой и глубокой привязанности, в которой они поддерживают друг друга во всех начинаниях. Адаптация популярной манги оказалась крайне успешной в Японии (фильм долгое время держался в топе продаж). Это не только позволило увеличить аудиторию оригинала и развить франшизу (позже вышло продолжение, аниме-сериал и видеоигра), но и позволило выйти на новый виток популярности певице Мике Накасиме, сыгравшей Нану-рокершу.
Из всех адаптаций одного из самых популярных японских сериалов в мире эта считается наиболее каноничной и удачной. Напомним, что в оригинале речь идет о школьнике Лайте Ягами, который находит загадочную тетрадку, позволяющую умерщвлять тех, чьи имена в нее записаны. Ему пытается противостоять загадочный детектив L, а помогает синигами (загробный дух) по имени Рюк, который и поделился с парнем убийственной штуковиной. Успех фильма, которому удалось даже задвинуть на второе место голливудский хит «Код Да Винчи», породил ряд продолжений и спин-оффов, но все они были даже близко не столь хороши.
Экранизация популярнейшей у себя в стране, но мало известной за ее пределами псевдоисторической манги о наемном убийце в Японии XIX века, который решил завязать с убийствами и помогать людям бороться против несправедливости. По мотивам «Кэнсина» выпущено несколько аниме-сериалов, книг и видеоигр, и среди них фильм Кэиси Отомо (а также четыре его продолжения, последнее из которых вышло три года назад) считается одной из лучших адаптаций. Это красочная костюмная драма с элементами боевика, которая подкупает своим пацифистским настроением: главный герой носит с собой меч с обратной заточкой, которым сложно кого-либо убить.
Полная противоположность предыдущего фильма — жестокий, вполне в духе других фильмов Такаси Миике (например, «Кинопробы»), и мрачный самурайский экшен о бессмертном воине, который должен уничтожить тысячу злодеев, чтобы обрести возможность умереть. Кровь, расчлененка и куча убийств дополнены нехитрой философией «мстить всему злу, пока сам в него не превратишься» и специфическим юмором на грани. Интересно, что фильм был показан на Каннском кинофестивале, хотя на Лазурном Берегу, как известно, жанровые картины не очень-то жалуют.
Несмотря на жутковатое название, это не хоррор и вообще крайне спокойное кино, в основе которого лежит одноименный графический роман популярного в Японии мангаки Ёру Сумино (позже также вышел анимационный фильм). В основе сюжета — история скромного и замкнутого парня Харуки — он находит дневник Сакуры, самой популярной девочки в классе, которая, оказывается, смертельно больна. Пытаясь ее поддержать, он проводит с ней последние дни, но та все равно умирает. Спустя годы, уже будучи директором той же школы, он вспоминает о Сакуре вместе с ее лучшей подругой. Несмотря на мрачную завязку, это, как часто бывает, кино больше о жизни, чем о смерти.
Игровая адаптация одного из самых популярных аниме-сериалов в мире рассказывает о 15-летнем школьнике Ичиго Куросаки, который может видеть призраков и даже сражаться с ними. Однажды он получает силу ослабевшей синигами (да, как Рюк в «Тетради смерти»), которая просит занять ее место. Все для того, чтобы продолжать переправлять умерших в мир мертвых, а также сражаться с Пустыми — жуткими существами, питающимися человеческими душами. Несмотря на то что фильм пытается объять необъятное и уместить в полтора часа огромный сериал, у него это получается неплохо — «Блич» считается одной из наиболее каноничных и удачных адаптаций.
В нашем топе режиссер Синсуке Сато занимает почетное место самого опытного и титулованного адаптатора аниме для кино. Помимо «Блича», он также делал перенос на большой экран культового аниме «Ганц», тоже весьма удачно. «Инуясики», основанный на манге автора «Ганца» Хирои Оку, предлагает нестандартный взгляд на супергеройское кино. Центральный персонаж — пожилой мужчина, который сперва погибает, а затем воскрешается случайно убившими его инопланетянами в теле могущественной и вооруженной до зубов машины. Теперь он должен противостоять подростку, который заполучил аналогичные силы, но решил убивать всех, кто ему не нравится. Как минимум стоит посмотреть этот фильм ради комика, актера и художника Норитакэ Кинаси, сыгравшего старика-супергероя.
Третий фильм Синсукэ Сато в нашем списке — самый титулованный и успешный в карьере постановщика: выдающиеся кассовые сборы, два чуть менее, но все же вполне успешных сиквела и звание одного из главных японских блокбастеров. В основе «Царства» — эпичная манга Ясухисы Хары о трудном периоде в истории Китая, когда в III веке до нашей эры несколько государств пытались урвать друг у друга право владеть землями. Главный герой — бывший раб Синь, чей единственный друг погиб, чтобы спасти Ин Чжэна, короля династии Цинь. Записавшись к нему в охрану, он постепенно проходит путь от пешки до генерала, мечтающего положить конец войнам и кровопролитию.
Единственный неяпонский фильм в нашем списке (что в целом неудивительно), снятый культовым режиссером Робертом Родригесом («Отчаянный») при поддержке Джеймса Кэмерона («Аватар») со звездным составом: Кристоф Вальц, Дженнифер Коннелли, Махершала Али и другие. В основе «Алиты» лежит сериал «Сны оружия» о девушке-киборге в антиутопическом мире будущего, которая пытается восстановить потерянные воспоминания и понять, как она попала из элитного Верхнего города в Нижний — место сборища отбросов и головорезов всех мастей. К сожалению, дорогущий блокбастер (170 миллионов долларов) собрал не так много денег, чтобы назваться успешным, но стать удачной адаптацией малоизвестного в мире аниме смог.
Netflix
Четвертый проект Синсукэ Сато в списке — и первый и единственный сериал. В основе телешоу Netflix лежит популярная в Японии манга Асо Харо, которая скрещивает символизм «Алисы в Стране чудес» с механикой «Голодных игр» и уже упоминавшегося «Ганца». По сюжету группа молодых людей попадает в параллельный мир, в котором Токио пуст и наполнен множеством испытаний, смертоносных ловушек и убийц. Пытаясь понять, что произошло и как выбраться из этого ада, они вынуждены выживать в жестоком, слегка сюрреалистичном мире. Глядя на «Алису...», вышедшую еще до успеха «Игры в кальмара», понимаешь, что азиатские проекты удаются Netflix порой заметно лучше, чем американские.
07 сентября, 2023