К финалу «Слова пацана» спросили у актеров о жизни в 1980–1990-х

К финалу «Слова пацана» спросили у актеров о жизни в 1980–1990-х

Вышла предпоследняя серия «Слова пацана» — нашумевшего сериала Жоры Крыжовникова («Горько!») про группировки в Татарстане. Мы спросили у российских актеров Сергея Бурунова, Дениса Шведова и Сергея Стёпина, как в неспокойное время прошла их юность и какие истории надолго остались в памяти.

К финалу «Слова пацана» спросили у актеров о жизни в 1980–1990-х
Денис Шведов
актер сериалов «Оффлайн», «Мажор» и «Бывшие»

В 1990-е я был еще совсем юн и учился в школе. Тогда многие ребята состояли в фанатских футбольных сообществах — с поездками на матчи и последующим выяснением отношений между поклонниками разных клубов.

С этим периодом жизни связано много разных историй — грустного, конечно, было больше. Однажды мы приехали с матча, были в фанатских шарфах, но не нашли никаких приключений — не встретился никто из противоборствующих команд. Решили выразить свой протест по-другому: нашли школу, главный источник всех наших несчастий, выстроились рядком и справили нужду перед зданием. Казалось, это высшая мера презрения к тому, что там происходит. Кто-то вызвал милицию, и всю компанию отвезли в отделение. Там провели воспитательную беседу, пригрозили отчислением и учебой в ПТУ. Когда рассмотрели наши шарфы поближе, устроили допрос. Мало ли, вдруг мы ярые поклонники, а не подающие надежды любители. Поездка произвела на нас большое впечатление — раньше нам казалось, что никто ничего не может нам сделать. После этого деятельность как-то сошла на нет.

К финалу «Слова пацана» спросили у актеров о жизни в 1980–1990-х

Зачем это все делалось, особо никто не понимал — даже те, кто якобы был у руля. А почему мы вообще деремся? Что нам те люди сделали такого, что можно прыгать на головах? В чем причина вражды? После того случая с милицией я стал задаваться этими вопросами. Как-то мы встретились в метро с одной группировкой, не подрались, просто прошли мимо — я реально почувствовал, что нет вражды, просто они другого «цвета». Наверное, это было какое-то выражение детских травм через насилие.

В то время было несколько популярных западных фильмов про такую вражду — механизм был очень похожим. Собственно, с них направляющие ребята и брали пример. Не понимая контекста, они привносили это в российскую действительность. Конечно, это неуместно — я думаю, у тех же англичан это было подкреплено историческими столкновениями разных регионов и городов. У нас все проще: там так — значит, будем повторять. Неважно, зачем и почему.


К финалу «Слова пацана» спросили у актеров о жизни в 1980–1990-х
Сергей Стёпин
актер сериалов «Мир! Дружба! Жвачка!», «Кошка» и фильма «Батя»

Для меня 1980-е были достаточно безмятежными, а вот начало 1990-х по-настоящему неспокойным. Я до сих пор помню потрясение, когда это все началось. Дело в том, что тогда я курил, и еще существовали киоски по продаже сигарет. Там появились не пачки, а обыкновенные целлофановые пакеты, в которых была длинная-длинная сигарета — почти метр. Не помню, сколько она стоила, но я был удивлен: наступает что-то неизвестное.

Вторая яркая история: я работал в моем любимом городе Саратове, зарплаты в театре не хватало, и внезапно появилась возможность помочь другу продать автомобиль. Дал объявление за какую-то смешную цену — развесил листовки на столбах. На них написал адрес — и однажды открыл дверь, а за ней стоит толпа бандитов в кожаных куртках. Сказали, что хотят посмотреть автомобиль и если он не соответствует описанию, то я за это «поплачусь». Посадили в машину и повезли к другу. Им не понравилась ржавчина — я еле унес ноги, а мой товарищ продал бандитам автомобиль по цене гораздо ниже, чем предполагал.

Для меня то время выглядело дико и шокирующее. Мы все-таки выходцы из 1970-х и 1980-х, когда еще был порядок, коммунистическая идеология и «человек человеку — брат».

Я вырос пионером в плане достижения целей, преодоления себя и сложных обстоятельств. И вдруг в 1990-е мы видим совершенно другую реальность: те, кто раньше был позади, стали очень успешными и удачливыми людьми, которых берут в пример. Было странно, что бывший двоечник вдруг появляется в красном костюме, с золотыми цепями и перстнями. На арену вышел совершенно другой персонаж — не честный и порядочный интеллигент, а бандит.

К финалу «Слова пацана» спросили у актеров о жизни в 1980–1990-х

Кадр из сериала «Мир! Дружба! Жвачка!»

Сейчас две эпохи как будто соединились, и мы уже привыкли к недостаткам. Другое дело, что сегодня уже нет резких бандитских выходок, стрельбы на улице, поножовщины. В кино 1990-е пока показывают достаточно правдиво. В том же замечательном сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» — очень наглядно, потому что люди еще помнят те времена. Да и все зависит от художника: те, кто прошел это, знают все не понаслышке. Другие имеют общее представление. Когда человек не прожил эпоху, в кино видно что-то придуманное, наклеенное и ненастоящее.


К финалу «Слова пацана» спросили у актеров о жизни в 1980–1990-х
Сергей Бурунов
актер сериалов «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Полицейский с Рублевки» и «Ивановы-Ивановы»

То, что происходит в сериале «Слово пацана», мне не просто близко, а отзывается болью. Я очень благодарен Жоре Крыжовникову за то, что он затронул эту тему и написал замечательный сценарий вместе с Андреем Золотаревым. Они поделились своей болью об этом времени и этой дикости. Я считаю, все это было от глупости и необразованности.

К финалу «Слова пацана» спросили у актеров о жизни в 1980–1990-х

Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Сам я не хулиганил — наоборот, хорошо учился и «получал» за это. В школе часто били, и если ты вернулся домой целым и невредимым, то был настоящий праздник. А в соседнем районе можно было «отхватить» нормально за то, что ты из другого района. И это в XXI веке!

+18. Курение может навредить вашему здоровью

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости