Форма поиска по сайту
Все материалы

«Орудия» и еще топ-5 лучших (пока что) хорроров года

2025-й весьма плодотворен по части фильмов ужасов: сразу три релиза вошли в топ-20 самых кассовых фильмов этой категории; последний раз аналогичная ситуация была в 2017-м, когда вышел главный хоррор-блокбастер «Оно», а еще через год «Прочь» Джордана Пила взял «Оскар». Сейчас ситуация для ужасов вновь крайне привлекательная: успех «Субстанции» обеспечил жанру большое внимание самой широкой публики. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает о пяти лучших хоррорах года на данный момент — и еще об одном, который лучше всех.

«28 лет спустя»

Возвращение Дэнни Бойла к франшизе, которая изменила и его собственную карьеру, и жанр зомби-хоррора. Сиквел «28 дней спустя», уверенно игнорирующий события «28 недель спустя», куда больше заточенного под экшен, рассказывает о подростке, который решает выбраться за пределы своего уютного британского острова, хоть и изолированного от наполненной ходячими мертвецами большой земли. Цель благородная — найти врача для мамы; говорят, в округе даже есть один, но он слегка не в себе.

Кадр из фильма «28 лет спустя»

Сделать из ужастика про озверевших и одичавших зараженных, вырывающих головы вместе с позвоночниками, роман взросления — мощная идея, но тут еще и режиссура у Бойла отчасти новаторская. Так зомби-хорроры еще никто не снимал.


«Верни ее из мертвых»

Кадр из фильма «Верни ее из мертвых»

Не лишенный недостатков, но крайне обаятельный второй режиссерский опыт братьев Дэнни и Майкла Филиппу, в прошлом блогеров, создавших популярный канал RackaRacka, а ныне любимчиков критики и фаворитов самого Хидэо Кодзимы. После «Два, три, демон, приди!» они вновь обращаются к теме экзорцизма, но с неожиданной стороны. Фильм рассказывает о брате и сестре, которые после смерти матери попадают в руки приемной родительницы Лоры — сама она немного странная (окей, не немного), а ее еще более странный сын вызывают у старшего брата Энди боязнь за слабовидящую сестру, над которой он хочет оформить опеку. Но у их новой родственницы явно на них другие планы.

«Грешники»

Кадр из фильма «Грешники»

Настоящий хоррор-блокбастер, который сочетает в себе голливудский лоск и зрелищность, социальное высказывание, яркий авторский почерк и совершенно эпичное (в классическом понимании этого слова) повествование. Близнецы Смоук и Стэк возвращаются в родные края, успев повоевать на фронтах Первой мировой и сколотив преступный бизнес в Чикаго. Теперь у них есть деньги, чтобы привести в порядок их общину, где по сей день многие их соратники-афроамериканцы загоняют себя на работе до смерти, как во времена рабства. И для начала братья решают здорово повеселить народ, открыв бар с музыкой и танцами. Но праздник нарушают пришедшие по их душу вампиры-ирландцы, которых привлекла черная музыка. Многослойный фильм, который и выглядит роскошно, и говорит обо всем, но по делу.

«Компаньон»

Полнометражный дебют сценариста Дрю Хэнкока, до этого прославившегося в основном комедийными сериалами. Но был у него в карьере и мультсериал «Мистер Пиклз» про песика с дьявольскими наклонностями, так что неудивительно, что в режиссуре он опробовал себя именно в жанре комедийного хоррора.

Кадр из фильма «Компаньон»

Итак, знакомьтесь: Айрис, идеальная девушка для идеального (как ему кажется) парня Джоша, которые вместе едут к друзьям в загородный домик на выходные. Скоро выясняется, что она — не человек, а настраиваемый робот, характеристики которой ее владелец может выставить на свой вкус. И Джош явно задумал использовать Айрис в каких-то не самых лучших целях.

«Обезьяна»

Кадр из фильма «Обезьяна»

В прошлом году визионер Осгуд Перкинс удивил всех своим инфернальным «Собирателем душ» с неузнаваемым Николасом Кейджем. А в этом — как будто слегка заземлился, сняв «всего-то» простенький с виду хоррор про игрушечную обезьяну, после удара которой в тарелочки кто-нибудь крайне жестоко умирает. На самом деле «Обезьяна» не так проста, как может показаться: во-первых, это неожиданный для мрачного Перкинса комедийный проект, пускай и юмор тут такой, что смеяться вы будете скорее от ужаса, чем от того, что вам искренне весело. Во-вторых, неожиданно актуальное для 2020-х высказывание о неизбирательности смерти, которую мы так хотим научиться контролировать. Ну и просто отличный хоррор в духе классических ужастиков.

«Орудия»

А вот и он. Фильм, чуть-чуть, но изменивший жанр. Вместе с «Грешниками» это второй самый кассовый хоррор года, сделанный по оригинальной идее (два других хита, «Пункт назначения: Узы крови» и «Заклятие 4: Последний обряд», — части именитых и давних франшиз). Если тех же «Грешников» только ленивый не пнул за то, что фильм уж больно напоминает «От заката до рассвета», то «Орудия» действительно непросто с чем-то сравнить. Обычно критикам на ум приходит разве что совершенно не «хоррорный» фильм «Магнолия» — трехчасовая фреска о невероятном сплетении человеческих судеб.

Кадр из фильма «Орудия»

О чем это? Как часто бывает с подобным кино, про сюжет лучше вообще максимально ничего не знать, кроме завязки, которая рассказывается в первые пять минут: в некоем городке за одну ночь целый класс детей куда-то пропал, не считая новенького мальчика, который смущенно говорит, что не знает, где остальные. Всё.

Второй фильм экс-комика Зака Креггера с шедевром Пола Томаса Андерсона сравнивают неспроста: та же структура из множества историй, которые повествовательно дополняют друг друга, то же ощущение эдакого «свитка», который медленно, но последовательно разворачивается перед зрителем, и чувство, что чего-то мы просто не понимаем.



Для всех, кто в финале фильма вопрошает: «А что это было?» (некоторые эпизоды вполне могут заставить задать этот вопрос), уже выпущено немало подробных объяснений от критиков, блогеров, зрителей — в общем, кого угодно, кроме самого Зака Креггера. Его предыдущий фильм, «Варвар», поголовно расхвалили за нарушение многих структурных норм и неожиданные приемы в повествовании (вроде того, когда вы смотрите один сюжет, а он на поверку оказывается чем-то совершенно другим). На самом деле для прожженных фанатов хоррора что «Варвар», что «Орудия» могут быть отнюдь не столь неожиданны с точки зрения сюжета (автор этих строк, например, более-менее все угадал примерно на середине).

Кадр из фильма «Орудия»

Но давайте честно: хорошие хорроры смотрят не ради сюжета. И даже не ради абстрактного чувства страха — это все очень относительные понятия. Кого-то можно напугать капелькой крови, как Осла в «Шрэке», на кого-то не действует даже дождь из чьих-то кишок прямо в экран, а для кого-то самый страшный фильм — «Как отмыть миллион» про уход от налогов. «Орудия», впрочем, и сюжетно сделаны очень небезынтересно — парочка поворотов вас наверняка удивит. Плюс это довольно остроумное кино — сразу видно, что Креггер не зря ел свой хлеб на поприще стендапа (тут есть несколько одновременно потрясающе смешных и страшных сцен).

И главное — «Орудия» умудряются даже в наше время удивить. Каждого чем-то своим. Кого-то — необычным подходом к сюжету (если уж не сравнивать с «Магнолией», то как вам аналогия с жуткой версией «Расёмона»?). Кого-то — изобретательными хоррор-сценами (для зрителей-родителей страшнее всего будет эпизод со сном одного из персонажей). Кого-то — неожиданным и весьма богатым подтекстом (просто почитайте интервью Креггера о том, как он создавал фильм и какую роль в сюжете и в его собственной жизни сыграл алкоголь).



Кого-то, наконец, загадками без ответов, которые придется искать самим: как минимум почему вообще фильм так называется? Как с этим связана та самая сцена, о которой вы подумали, если смотрели фильм? Что случилось в финале? Почему дети бегают в такой странной позе (они же в ней на постерах, так что не спойлер)? При чем тут, наконец, детские рисунки на других афишах?

Кадр из фильма «Орудия»

«Орудия» хороши тем, что, как любое отличное кино, богаты на идеи, откровения и открытия. Их хочется пересматривать, чтобы почерпнуть новые смыслы и заново, иначе пережить некоторые сцены. Фильм заставляет думать и размышлять — при этом делает это, по-прежнему оставаясь в оболочке вполне увлекательного жанрового майндфак-хоррора. Он может рассмешить и даже растрогать — ну и конечно, мощно напугать в некоторых моментах.

Он попросту весьма изобретателен — не чета современным бездушным студийным блокбастерам, которые создаются исключительно с целью заманить зрителя попкорновыми крошками в кинотеатр.



В нем чувствуется, что к нему приложил руку человек, который был искренне заинтересован в том, чтобы снять и показать кино, а не собрать сотни миллионов и охапку наград. В итоге сотни миллионов он успешно собрал, а награды у него наверняка впереди — не исключены даже номинации на «Оскар», который последние годы все реже смотрит на хорроры как на некий низкий жанр. И всего этого можно было добиться, просто постаравшись и сделав хорошее кино. Неожиданно, правда?

18+. Употребление алкоголя вредит вашему здоровью.

Иван Афанасьев