Зачем вы это сделали: управляющий арт-парком «Никола-Ленивец» Иван Полисский

Зачем вы это сделали: управляющий арт-парком «Никола-Ленивец» Иван Полисский

С 11 марта начинается Масленичная неделя, и к ее концу в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет традиционное сожжение арт-объектов из дерева. В этом году там соорудили «Черную гору» — сложенный из березовых веток и сена 22-метровый вулкан. Билеты на фестиваль раскупают за полтора месяца — для загородного арт-парка это настоящий феномен. Поговорили с управляющим партнером проекта и сыном художника-основателя «Николы-Ленивца» Иваном Полисским о том, как появилась традиция сжигать арт-объекты и почему это так нравится зрителям.

Как вообще все начиналось

Мы активно пропагандируем и пытаемся всем объяснить, что подход, когда сначала приходят идеи, а потом начинается реализация, — это не способ художественного поиска и обнаружения идентичности. «Никола-Ленивец» начался с фазы, которую мы называем личной. В какой-то момент художник-живописец Николай Полисский решил, что достиг в живописи определенного тупика и хочет попробовать что-то новое. Начал заниматься проектами в области современного искусства и нетрадиционными течениями. В Николе-Ленивце он попросил местных ребят слепить снеговиков на берегу реки Угры. Позже признался, что даже забыл и особо не надеялся, что это произойдет. Когда Николай вновь приехал туда, он удивился тому, что получилось — и для него это было открытие возможностей работать с ландшафтом. Он испытал похожее удивление, что и наши зрители, приезжающие в парк и видящие произведение впервые.

Зачем вы это сделали: управляющий арт-парком «Никола-Ленивец» Иван Полисский

В Николе-Ленивце Николай Полисский поселился в 1991 году. Ему важно было найти комфортное место для семейной жизни в то же время живописное — для работы с пейзажем. А там действительно очень красивая природа. Около десяти лет художник занимался живописью и представить себе не мог, что здесь может происходить что-то другое. Впоследствии он перестал изображать пейзаж и начал действовать внутри него.

С этого момента и до 2006 года Никола-Ленивец был личной творческой лабораторией Полисского, в которой он делал произведения в ландшафте, фотографировал их и показывал снимки на выставках. Я помогал отцу как продюсер, достаточно долго принимал участие в его проектах. А потом собралось сообщество из творческой тусовки — команда, которая решила продолжить дело в формате фестивалей, пригласив других художников и архитекторов. Этот проект назвали «Архстояние». Так фестивальный этап начался в 2006-м и продолжается сегодня. Пару раз в год в Николу-Ленивец приезжали авторы, участники и зрители в достаточно большом количестве. Появились продюсерские дела, организационные процессы, пресса, внимание, неожиданные коллаборации и взаимодействия с художниками.

В 2011 году один из спонсоров-меценатов фестиваля стал инвестором территории, и родился проект под названием «арт-парк». Команда Николая Полисского и команда фестиваля занимались художественным наполнением, а инвесторы — развитием инфраструктуры, которые были необходимы для того, чтобы парк работал каждый день.


Что есть сейчас

К 2016 году инвестор оказался в сложной ситуации, и «Никола-Ленивец» стал и управляться и наполняться искусством одной команды. Это делает наш парк единственным в России, который можно назвать artist run space — пространством, которое наполняется и курируется творческой командой. У нас нет мецената или министерства, с которыми нужно согласовывать планы. Мы живем на деньги, которые зарабатываем благодаря поддержке и вниманию наших зрителей. И это делает нас уникальными в российском культурном пейзаже.

Зачем вы это сделали: управляющий арт-парком «Никола-Ленивец» Иван Полисский

Сейчас мы делаем три самостоятельных фестиваля — Масленицу, «Архстояние» и «Архстояние детское». Есть два популярных гостевых мероприятия — Sport-Marafon Fest, самый крупный уличный спортивный фестиваль с бегом по пересеченной местности, и Signal — самый большой рейв-фестиваль в России. Эта конструкция из пяти событий удерживает рамку территории, и мы понимаем, что больше просто не сможем принять кого-то в парке из-за загруженного расписания.


Зачем вы это делаете

Мы занимаемся таким феноменом, как современная культура. Задача в том, чтобы художники, архитекторы, музыканты и театралы участвовали в живом процессе, который ориентирован на настоящего зрителя. И мы верим, что этому современному зрителю тоже хочется вырваться из повседневной жизни, оказаться в каком-то ином пространстве — как в виртуальном мире или компьютерной игре, — погрузится в это, задуматься и переварить то, что происходит с ним в угрожающем мире.

Повезло, что это происходит в таком удивительном, красивом, живописном, природном, открытом месте. Нам кажется, что деятельность должна вдохновлять и другие пространства. И мы всячески стараемся, чтобы этот подход независимой современной культуры проникал в разные уголки страны, и верим, что эта деятельность необходима для оздоровления, обогащения и укрепления нашего общества.


Кто делает

Управляющая команда «Николы-Ленивца» — я и Юлия Бычкова занимаемся организационными и продюсерскими вопросами, Антон Кочурин и Николай Полисский — художественными наполнением. Пятый голос в команде — Василий Копейко, арт-директор по дизайну. В целом у нас достаточно большая команда из людей, которые что-то делают и на земле — принимают гостей, организуют фестивали и жизнеобеспечение всей организации.

Много всего создается необычными комбинациями людей, потому что формат работы — выставочно-музейный. Мы приглашаем автора, который разрабатывает проект. Потом он его создает, а команда показывает. С некоторыми художниками работаем часто и много. Например, с Александром Бродским — концептуальным архитектором, что очень важно, потому что архитекторы отлично понимают пространственный контекст. Они умеют думать о ландшафте, о том, как оно устроено в разные времена года, как работают видовые точки, как открываются объекты.


О Масленице

Масленица — фестиваль, который возник потому, что нужно было что-то делать с нашими арт-объектами. Наше искусство достаточно масштабное и чаще всего сделано из натуральных и сгораемых без следа материалов. Нужно было освобождать пространство, и мы решили сжечь. Логика в том, что искусство не должно быть постоянным. Оно сменяемо, так же как природа — деревья возникают, становятся старыми, падают, исчезают, появляются новые. Постепенно сжигание стало проходить в Масленицу, и это оказалось привлекающим внимание. Так сформировалась особая традиция, которая превратилась в организованный фестиваль, куда приезжают люди на границе зимы и весны.

Зачем вы это сделали: управляющий арт-парком «Никола-Ленивец» Иван Полисский

Сейчас мы строим объекты для сжигания специально, потому что для проведения мероприятия они должны появляться в определенном месте и гореть действительно красиво. В этом году на Масленице будет арт-объект «Черная гора», вдохновленный формой вулкана. Отдельная гордость — то, что этот проект придумал Константин Фоминов, который начал работу с Николаем Полисским, еще будучи подростком. Он хорошо понимает, как устроены арт-объекты и как они должны гореть. Для Николая Полисского всегда было важно, чтобы местные жители были соавторами его произведений, принимали участие, работали вместе с ним над проектами, начиная с самых первых снеговиков. В этот раз Константин выступает самостоятельным автором, и это очень важно. Мы празднуем Масленицу 16 марта, но все билеты уже проданы — так что приглашаем посмотреть ее в прямом эфире на официальном сайте.


Есть ли трудности

Наше главное преимущество в том, что мы независимая организация и, несмотря на то что занимаемся не какой-то популярный коммерческой историей, пытаемся находиться в зоне интеллектуального философского искусства. При этом парк существует в экономике, которая определяется зрителем.

С одной стороны, это великое чудо и дар — мы можем делать то, что считаем нужным, и находимся в непосредственной связи со зрителем, а не со структурой или кошельком. С другой стороны, приходится очень тяжело, потому что каждый раз мы все зарабатываем сами. Из-за этого оказываемся ограниченными рамками экономики. Но все равно уверенно смотрим в будущее и не испытываем страха перед тем, что завтра нужно будет начать новый фестиваль или запустить художественные проекты.

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости