Если вы еще не знакомы с Юрой Борисовым или слышали о нем, но не понимаете, почему он теперь фигурирует буквально везде — что в Каннах, что в Венеции, самое время разобраться. Кинокритик Егор Беликов посмотрел уже с десяток картин с ним только за этот год и пытается объяснить, что в нем нашли режиссеры и уж точно скоро откроют для себя все отечественные зрители.
Может быть, широкая аудитория во всей полноте еще пока не заметила это, но уже каждому профессионалу видно, что актера Юры Борисова стало на фестивальных экранах очень много. Важно, что не слишком много, потому что пока ему удается магическим образом выбирать для себя проекты так, чтобы никого не утомлять даже в одинаковом амплуа. В общем, он не только не утомляет, но и не утомляется.
Кадр из фильма «Купе номер 6»
Наикратчайшая сводка: Юра Борисов появился сразу в двух фильмах основного конкурса Каннского фестиваля — в финском «Купе номер 6», целиком снятом в России и на русском языке, и в новой работе Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», кстати, будучи там абсолютно обнаженным. «Купе номер 6» с ходу получил Гран-при — это второе место в Каннах, то есть выше только звезды.
На этом артист не остановился и появился далее на фестивале в Локарно, не таком известном, как Канны с Венецией, но вообще-то чрезвычайно котируемом среди специалистов. Там показали фильм «Герда» Натальи Кудряшовой, который тоже без наград не остался — и от молодежного жюри, и за актерскую работу (правда, не Борисова, а главную женскую, но это детали).
Кадр из фильма «Капитан Волконогов бежал»/©1-2-3 Productions
Далее Борисов продолжает следовать со всеми остановками: в Венеции очередные два фильма, в том числе «Капитан Волконогов бежал» с главной ролью и «Мама, я дома», где у Юры минимум половина всего экранного времени. На приближающемся главном российском смотре «Кинотавр» соберется аж пять борисовских картин: кроме вышеупомянутых, еще «Подельники» Евгения Григорьева (про них пока трудно сказать что-то определенное — никому пока не показывали). А ведь в прокат не так давно вышли «Серебряные коньки» с тем же актером в ключевом эпизоде, которые потом взорвали Netflix, и до летнего проката добрался прошлогодний военный экшен «Красный призрак».
Как же так, спросите вы, быть может, он уже настолько медийное лицо, что его всюду зовут для раскрутки? Отнюдь, он пока что не набрал такого веса, чтобы собой продавливать кино в народ. За ним стоит какое-то мощное лобби или влиятельный покровитель (это уже совсем теории заговора)? Навряд ли, просто его образ настолько узнаваем, а игра настолько убедительна, что приблизительно вся российская киноиндустрия почитает его за спасителя экрана.
Огромное количество проектов, которые выходят с Борисовым за один год, можно частично списать на стечение обстоятельств: актеры снимаются в фильмах задолго до того, как они добираются до фестивалей, уж тем более до проката, поэтому, видимо, часть картин переехала с прошлогодних дат на этот год из-за ковида. А часть давно монтировалась и вот только добралась до смотрибельной стадии. В общем, это не то чтобы Борисов весь 2021 год использовал маховик времени: все же сниматься в кино — дело небыстрое.
Надо полагать, что и такой продуманный выбор рабочих проектов (ведь это серьезное дело — столько фестивальных успехов; у Леа Сейду, к примеру, в Каннах-2021 было всего четыре фильма, у Борисова явно больше будет на круг) — не случайность. Дело в том, что агент Юры — его собственная жена, актриса Анна Шевчук. По слухам, что ходят по рынку, именно она помогает Юре отбирать лучшее. Не обязательно то, за что больше всего заплатят, а наиболее перспективное как с точки зрения планов, так и с точки зрения развития его актерского мастерства — вклад идет в совместное карьерное будущее.
Есть ощущение, что Юра Борисов появился будто бы из ниоткуда. Вроде только что всюду были Данила Козловский и Александр Петров, и вдруг российскому массовому сознанию нужно запоминать новое имя — у нас почему-то всегда во главе угла, во всех проектах и всюду ровно один актер. Но Юра не такой. Как ни странно, он не прогнулся под изменчивый мир, несмотря на роли в больших и отчасти позорных блокбастерах «Т-34», «Союз Спасения», «Вторжение». И даже в самых денежных ролях Борисов не упускает возможности блеснуть хотя бы в качестве характерного актера.
Открыл артиста из труппы «Сатирикона» для кино Андрей Звягинцев, когда снял его в небольшой роли в «Елене». Позже примечательной и предусмотрительной, надо заметить, работой для него стал украинский мини-сериал «Мотыльки», творчески осмысляющий трагедию на Чернобыльской АЭС — за много лет до выхода сериала «Чернобыль», спешим заметить. Значительный взлет в его карьере начался буквально в последние три года: сперва актер затесался в пару высокорейтинговых сериалов («Закон каменных джунглей», «Ольга»), потом сыграл героинового наркомана Алика в мощном эпизоде прогремевшего белорусского фильма «Хрусталь». А уже потом, буквально на следующий год, в 2019-м, исполнил главную роль в мощном дебюте о 1990-х под названием «Бык», который неожиданно для многих получил главный приз на «Кинотавре». С тех пор его карьера — только на взлет.
Все дело в том, что Борисов (обратим, кстати, внимание на слона в комнате — не официальное Юрий, а панибратское Юра актер выбрал в качестве своего представления даже на титрах фильмов, где подобные фамильярности обычно не приняты) очень крутой. Да, вот так просто. В отличие от предыдущих главных актеров страны (в смысле Козловского и Петрова) Борисов никогда не претендовал на то, чтобы играть варварски великолепных героев с обложек. Он и выглядит как среднестатистический россиянин, который вполне может однажды проехаться с вами в плацкартном вагоне на соседней полке (это мастерски учуял финский режиссер Юхо Куосманен, который взял Борисова примерно на эту роль, но в купе — в «Купе номер 6», за что справедливо получил в Каннах Гран-при).
Юра — настоящий полпред глубинного русского народа, наш кандидат, ему хочется сопереживать — в отличие от, к примеру, Козловского, который всегда выглядел немного как антагонист, зафиксировавшись в образе накокаиненного белого воротничка из «Духless», или духовно богатого Петрова (впрочем, у него, справедливости ради, тоже бывали народные роли, в том же «Тексте», но речь сейчас не о нем). Борисову идут штаны цвета хаки и стрижка под ноль, он не выглядит чужеродно и при этом враждебно, всегда-то ему хочется доверить свои зрительские эмоции, даже когда он злодей.
©1-2-3 Productions
Собственно, именно эти его уникальные характеристики — народную представительность и национальную харизму — активно используют все режиссеры, которые с Борисовым работают. Например, венецианские лауреаты в программе «Горизонты» Наталья Меркулова и Алексей Чупов сняли его в, наверное, первой главной фестивальной роли Юры — в образе сотрудника НКВД из картины «Капитан Волконогов бежал».
Это мощная, пусть и в должной мере фантазийная драма о временах Большого террора, где Борисов играет несгибаемого, вечно в униформе, состоящей из суровой кожаной куртки и спортивного костюма цвета кумача с лампасами, спецслужбиста, который по работе выбивает признания из очевидно невиновных людей посредством применяемого к ним ультранасилия. Но однажды его самого объявляют предателем, и тогда он сбегает вместе с личными делами обвиняемых, а на самом деле потерпевших вследствие силового произвола, чтобы обойти их ногами и вымолить у них прощение за допущенные, как он сам это называет, ошибки.
Борисову в этом фильме удается сыграть жестокосердного, переломанного эпохой, раскаявшегося антигероя, который, впрочем, не до конца осознал состав своего смертного греха. Но герой при этом находится полностью в контексте времени, ведь в любые времена было принято, что не мы такие, а жизнь такая. И поэтому он даже с некоторым энтузиазмом делает свою работу — ровно до тех пор, пока жизнь не прижимает его к стенке. Ведь он-то считал, что не мучает случайных граждан, а избавляет страну от нежелательных элементов. Вот насколько сложный образ Борисову удается нарисовать, хотя и сюрреалистичный сеттинг, и молчаливость его героя по сценарию играли бы против какого-нибудь другого актера, но он все эти обстоятельства оборачивает себе на пользу.
Еще сложнее ситуация для Юры обстоит в фильме «Мама, я дома» — там он играет что-то совсем запредельно сложное с точки зрения обрисовки многопланового образа. На актерской Олимпиаде это должна была бы быть задача со звездочкой. Роль у него хоть и не главная, но поважнее будет.
По сюжету водительнице автобуса (Ксения Раппопорт, которая, если начистоту, не сильно похожа на водительницу автобуса, ну да бог ей судья) из отдаленного, но оживленного кавказского поселка сообщают, что ее сын погиб в Сирии, пока служил в частной военной компании, запрещенной, кстати, по российским законам. То есть его смерти как бы и не было, статус пребывания солдата на чужбине остался неопределенным — что он там делал, де-юре неизвестно.
Ей как наследнице выплачивают компенсацию в несколько миллионов, но она все равно не может поверить в то, что ее родного человека больше нет, и вступает в заведомо проигранную баталию за правду с местными властями, которым это не очень-то и на руку — не вовремя, ведь скоро должны заявиться с визитом высшие чины из Москвы. Тогда и появляется Юра Борисов, который вмиг сбивает лоск с этой передраматизированной истории — он играет того самого блудного сына, который, впрочем, не очень-то похож на того, что уходил на чужую войну.
©Non Stop Production
Это карпентеровское Нечто, как в одноименном фильме, является в чужом обличье, и к данному мастерски сыгранному Чужому нельзя относиться иначе как со страхом и трепетом. Юра Борисов — снова бритый налысо и с военной выправкой — настоящее чудо для этого фильма, который неловко мигрирует до поры до времени от кринж-комедии в духе «Последнего министра» к арт-драме в стиле Кантемира Балагова. Но с момента появления этого персонажа меняется решительно все. И непонятно, чье это достижение — исключительно актера или все же еще режиссера-сценариста Владимира Битокова.
Так что же такое для нашего кино Юра Борисов — «бог из машины», который пришел и всех наконец спас от неубедительных ролей, или же что-то большее? Важно, что этот актер честно относится к себе, ответственно — к своей нетривиальной работе: всем интересуется, играет с жанрами и образами. Дайте ему уже Кубок Вольпи за «Капитана Волконогова». И пусть будет важнейшим артистом текущего момента не только у нас, но и везде — благо опыт работы с зарубежными режиссерами у него уже есть и он мастерски, вдумчиво и четко умеет раздавать интервью на английском (мы были свидетелями). Так победим.
Читайте также
10 сентября, 2021